Татьяна Пакулова
Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ
Цель инновационной деятельности заключается в теоретическом и практическом обосновании возможностей организации эффективной работы ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.
Данная цель предполагает выделение трех групп задач, определяющих ее решение:
• Психолого-педагогические задачи:
Публикация «Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ» размещена в разделах
1. Определить сущность и специфику проявления детских инициатив дошкольном возрасте.
2. Изучить современные модели организации дополнительного образования детей в ДОУ.
3. Обосновать современные подходы к поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования в условиях ДОУ.
• Организационно-методические задачи:
1. Разработать программно-методическое обеспечение дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития.
2. Обеспечить целенаправленную деятельность ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.
3. Организовать мониторинг эффективности деятельности ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащению детского развития средствами дополнительного образования.
• Управленческие задачи:
1. Сформировать пакет нормативно-правовых документов и локальных нормативных актов, обеспечивающих реализацию инновационного проекта.
2. Разработать функциональные обязанности специалистов, обеспечивающих реализацию программ дополнительного образования дошкольников с учетом целей инновационного проекта.
3. Обеспечить оптимизацию предметно-развивающей среды ДОУ для осуществления целей и задач инновационного проекта.
4. Определить источники финансирования инновационного проекта.
Ключевая идея проекта состоит в том, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен проявлять инициативы, связанные с проявлением самостоятельности, познавательной активности, интереса к созидательной, творческой, коммуникативной деятельности. В связи с этим представляется актуальным поддержка детских инициатив, посредством включения детей в различные виды деятельности в рамках дополнительного образования. Это позволит обеспечить обогащение детского развития и создать благоприятную социальную ситуацию для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Дополнительное образование в ДОУ будет эффективным, если оно опирается на психолого-педагогические принципы поддержки детских инициатив и будет ориентировано на целенаправленное обогащение детского развития посредством создания дополнительных образовательных пространств, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, включения детей в культурные практики, организации сотрудничества детей и взрослых, приобщения детей к социокультурным нормам.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования инновационный проект позволит обеспечить:
сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала детей как субъектов отношений с людьми, миром и самим собой;
формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылок учебной деятельности;
вариативность и разнообразие содержания дошкольного образования и его организационных форм.
Отличительной стороной инновационного проекта является определение дополнительного образования в ДОУ как средства, обеспечивающего поддержку детских инициатив и амплификацию (обогащение) детского развития.
Результативность инновационного проекта определяется с трех позиций:
1. Сформированности пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития.
2. Организационная и функциональная оформленность в ДОУ модели дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития.
3. Удовлетворенность родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.
В качестве возможных условий использования результатов реализации инновации выступают:
1. Диссеминация педагогического опыта посредством проблемных семинаров, конференций, профессиональных форумов, методические объединения районного и краевого значения, участия в конкурсах Всероссийского значения; публикации в периодических изданиях; представления материалов по инновационному проекту на интернет-сайте.
Организация стажировок педагогов и руководителей ДОУ на базе нашего образовательного учреждения
Критериями оценки результативности по первой позиции – сформированности пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития, выступают:
• нормативный критерий: наличие пакета нормативно-правовых и локальных актов, регламентирующих реализацию дополнительного образования в ДОУ;
• программно-методический критерий: наличие программно-методических материалов по обеспечению процесса дополнительного образования детей;
• диагностический критерий: разработанность диагностического комплекса для обеспечения мониторинга удовлетворенности родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.
Критериями оценки результативности по второй позиции – организационная и функциональная оформленность в ДОУ модели дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития, выступают:
• организационный критерий: наличие в ДОУ организационных структур, обеспечивающих реализацию дополнительного образования детей, ориентированного на поддержку детских инициатив и обогащение детского развития;
• функциональный критерий: наличие необходимых кадровых ресурсов для дополнительного образования детей;
• критерий оснащенности: наличие необходимого материально-технического оборудования, помещений для организации дополнительного образования детей, обогащение детского развития.
Критерием оценки результативности по третьей позиции – удовлетворенность родителей положительной динамикой индивидуально-личностного развития детей как следствия поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ, выступает:
эмоционально-оценочный критерий: отношение родителей к деятельности ДОУ по поддержке детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ.
Содержание инновационного проекта направлено на повышение эффективности дополнительного образования в ДОУ посредством его целенаправленной ориентации на учет инициатив детей и обогащение детского развития.
Реализация инновационного проекта является одним из направлений деятельности ДОУ, осуществляемых за рамками основной образовательной программы на бесплатной и платной основе для воспитанников старшего дошкольного возраста в форме кружковой, студийной работы. Дополнительное образование в дошкольном образовательном учреждении осуществляется с учетом: приоритетных направлений ДОУ (художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное); запросов родителей (законных представителей) воспитанников; индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Основанием включения дошкольника в деятельность по освоению дополнительных образовательных программ являются результаты индивидуального наблюдения за ребенком, экспертных заключений родителей, педагогов о предпочтениях и инициативах дошкольника в участии в определенных видах деятельности, потребности в познании отдельных областей знания, экспериментировании и др. По результатам индивидуального наблюдения составляется индивидуальная «карта инициатив ребенка» в которой фиксируются задатки и предрасположенности, интересы, склонности ребенка к определенным видам деятельности. Данная карта обсуждается с родителями и педагогами (воспитатель, психолог, педагоги дополнительного образования) и на ее основе проектируется индивидуальный вариант образовательной траектории дошкольника посредством обогащения детского развития. Наличие или отсутствие особых, повышенных способностей к определенному виду деятельности не всегда является основанием включения ребенка в определенный кружок или студию, важным является собственная инициатива и интерес дошкольника.
Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется по желанию родителей (их законных представителей) на основе заявления. Периодичность и продолжительность дополнительного образования определена действующим СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т. д. (СП 2.4.3648-20)
Реализация дополнительных программ дошкольного образования основано на использовании новых гибких форм организации жизнедеятельности детей в творческих студиях, кружках, секциях организуемых в дошкольном учреждении. С этой целью в ДОУ будут созданы и содержательно наполнены дополнительные образовательные пространства для формирования и удовлетворения познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, включения детей в культурные практики, организации сотрудничества детей и взрослых, приобщения детей к социокультурным нормам.
Основными элементами педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования в ДОУ для поддержки детских инициатив и обогащения детского развития, выступают: деятельностный подход; формирование внутренней мотивации; предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития; возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление; соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т. д., которые создают благоприятный морально-психологический климат; интегративный подход; проектная деятельность; инновационные компьютерные технологии.
Содержательное обогащение детского развития посредством дополнительного образования в нашем ДОУ обеспечивается в рамках деятельности:
• студий: хореографической «В мире танца», изостудия «Веселая кисточка»;
• кружков: кружок английского языка «Say! Hello!», кружок дошкольной подготовки «Словолодочки», кружок логопедический «Говорушки», кружок тестопластики «Забайкальские мотивы», кружок «Ступеньки к творчеству», кружок рисования «Карандашик», музыкальный кружок «Соловушки», кружок лепки из глины «Чудо-глина», кружок пластилинографии «Радуга», кружок фольклорный «Печки-лавочки», кружок театральный «Сказка» и др.
Перечень студий и кружков, ежегодно может дополняться и изменяться в соответствии с инициативами детей и пожеланиями родителей.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить поддержку детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования. Развитие творческой активности каждого ребенка, его самореализации в различных видах деятельности представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. При этом значимой является идея амплификации (обогащения) детского развития, положенная в основу ФГОС ДО.
Согласно идее амплификации необходимо целенаправленно обеспечивать не интенсификацию, а содержательное и системно-деятельностное обогащение детского развития, расширяя тем самым границы развития дошкольника и варианты построения его индивидуальной траектории развития и социализации.
В основе данной идеи лежит понимание того, что дошкольник очень пластичен, сенсибелен, легко обучаем. Он многое может. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания раннего воспитания и обучения при строгом учете возрастных психофизиологических особенностей ребенка.
Данное положение указывает на актуальность разработки проблемы научно-практического обоснования и поиска современных подходов к организации дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития. Данная проблема была положена в основу инновационной деятельности нашего ДОУ.
Новизна инновационного опыта состоит в том, что в результате инновационной деятельности будут определены психолого-педагогические подходы к поддержке детских инициатив и обогащению детского развития посредством реализации комплекса программ дополнительного образования дошкольников и вариативных форм и моделей его осуществления.
Практическая значимость результатов инновационного проекта состоит:
• в создании пакета нормативной и программно-методической документации, диагностического инструментария для обеспечения дополнительного образования в ДОУ как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития;
• в создании в ДОУ вариативной модели дополнительного образования как средства поддержки детских инициатив и обогащения детского развития;
в достижении положительной динамики индивидуально-личностного развития детей как следствия целенаправленной поддержки детских инициатив и обогащения детского развития средствами дополнительного образования.
Срок реализации инновационного проекта: 2021-2026 г.
Этапы работы.
1. Проблемно-прогностический этап (сентябрь - декабрь 2021 г.) : разработка программы инновационного проекта:
2. Организационный этап (январь 2021 г. – август 2022 г) : создание необходимых условий для обеспечения, разработки и реализации программы инновационного проекта.
3. Основной этап (экспериментальный) (сентябрь 2022г. - май 2026г.) : реализация и обогащение детских инициатив средствами дополнительного образования
4. Обобщающий этап (июнь - август 2026 г.) : обработка данных, соотнесение результатов проекта с поставленными целями и задачами, определение перспектив.
В настоящее время коллектив МДОУ «Сказка» находится на третьем - основном этапе, который подразумевает реализацию инновационного проекта.
На данный момент (на начало экспериментального этапа) созданы программы кружков и студий по запросам родителей и инициатив ребенка, которые начали работу с октября 2021 г.
Разработана карта инициатив ребенка и проведено наблюдение родителей и воспитателей за детьми с целью выявления способностей и наклонностей каждого ребенка индивидуально.
Разработана нормативная документация.
ДОУ располагает помещениями для реализации программ дополнительного образования : спортивный и музыкальный залы, кабинет для творчества, кабинет логопеда, спортивная площадка, юниор-комплексы, предметно-развивающая среда в группах и др.
В ДОУ работают специалисты: психолог, логопед-дефектолог, специалист по работе с родителями. Работают педагоги дополнительного образования : художник, хореограф, руководитель физического воспитания, преподаватель английского языка, учитель начальных классов.