татьяна
Проблемы физического развития детей в дошкольном образовании
Т. Н. Ионова, воспитатель группы «Ботокан» мини-центра «Солнышко» при КГУ «Петровская сш»
Проблемы физического развития детей
в дошкольном образовании
в настоящее время развитие системы дошкольного воспитания и обучения является важным направлением государственной политики Республики Казахстан. Главой государства Казахстан поставлена задача к 2020 году обеспечить 100%-ый охват детей дошкольным организациями.
Публикация «Проблемы физического развития детей в дошкольном образовании» размещена в разделах
Теоретические проблемы обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях Казахстана получили освещение в работах В. Н. Андросовой, Б. Б. Баймуратовой, Л. А. Давиденко, Е. Б. Дайрабаевой, А. К. Менжановой, М. Т. Турсельдиной и др. С историко-педагогических позиций вопросы развития дошкольного воспитания в Казахстане освещены в работах Н. Б. абаевой, Б. Б. Баймуратовой, Р. М. Жумагожиной, К. Мендаяховой, О. А. Михальковой, Г. П. Охотской, Н. И. Храпченоковой и др. На сегодняшний день в РК разработаны и внедрены действующие программы: «балббек», «айнар», «арлыаш», «алашы адам» (от года до 3 лет, «зерек бала» (от 3 до 5 лет, «Біз мектепкебарамыз» (от 5 до 6 лет).
В республике апробированы и внедрены в практику работы дошкольных организаций учебно-методические комплексы для 5-6 летних детей на государственном и русском языках по всем разделам учебной программы предшкольной подготовки. В настоящие время дошкольные учреждения Казахстана работают в условиях свободного выбора образовательной программы, позволяющей педагогам проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям- получить комфортную среду обитания при уважении их интересов и признании самоценности дошкольного периода жизни. Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденци. Дети, посещающие детский сад лучше усваивают знания. Необходимость рассмотрения проблемы физического развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма и невысокой эффективностью организаций их физического воспитания. Накопленный опыт в рамках реализации данной проблемы высветил три вопроса, требующих их первоочерёдного решения. Это:
-изучение особенностей физического развития детей в дошкольный период их жизни;
-разработка средств, методов и способов организации воспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях;
-обоснование путей решение проблем физической культуры детей дошкольного возраста.
Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
В перечне причин, определяющих, по мнению многих учёных, сложившуюся ситуацию называют снижением общего уровня жизни и социальной защищённости населения, нарушения экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие. В то же время тезис приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности является ведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях. Известно что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно. Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в её совершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать указанные негативные тенденции. В настоящее в исследовании большинства современных учёных утвердились представления о физическом воспитании как о процессе управлением индивидуальным развитием способностей и свойств человека, необходимые ему в сфере двигательной деятельности. В общей структуре физкультурного воспитания двигательный компонент играет главную роль в развитии физического потенциала человека, формирование его жизненно важных умений и навыков. Реалии актуального состояния здоровья, уровня физической и двигательной подготовленности детей значительно отличаются от планируемых результатов, которые декларируются в программах обучения и воспитания и многочисленных нормативных документах, регламентирующих деятельности коллективов детских дошкольных учреждений. В то же время материальное, научно-методическое, информационное обеспечение физического воспитания дошкольников находится на довольно высоком уровне.