Оксана Балина
Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в до-школьном образовании в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО.
…Все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, а половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность.
И. С. Кон
Публикация «Теоретическое обоснование проблемы гендерного подхода в до-школьном образовании в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Проблема гендерного воспитания обусловлена с одной стороны, социальными причинами (происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков); с другой стороны, профессиональными причинами (обновленная нормативная база системы дошкольного образования, которая регламентирует внедрение в образовательный процесс гендерного подхода как составляющей развития индивидуальности воспитанников).
Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни.
В Концепции государственной семейной политики в Российской Феде-рации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года N 1618-р., говорится: «Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьёй ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития».
Но чтобы реализовывать эти цели нужно начинать работу еще в ДОУ, когда идет формирование гендерного сознания и дети идентифицируют себя с определенным полом и его поведением.
Приоритеты современной образовательной политики Российской Федерации связаны с реализацией новых образовательных стандартов (ФГОС). Согласно закону №273-ФЗ об образовании в РФ, дошкольное образование стало первым уровнем общего образования.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности.
Проблемы демократизации общества неизбежно приводят к изменению культурных эталонов мужественности и женственности. На смену внешних запретов полоролевого поведения приходят новые поведения о мужских и женских ролях, основанные на гибких партнёрских взаимоотношениях, что ориентирует педагогов на поиск новых условий, форм, методов, учитывающих половозрастные и индивидуальные особенности детей до-школьного возраста.
Проблема гендерного (полоролевого) воспитания в настоящее время всё больше приобретает актуальность. В современном мире происходит смена стереотипов мужественности и женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате мужских качеств у мальчиков и женских – у девочек. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов дошкольных учреждений на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло-ролевой социализации.
Полоролевые (гендерные) модели сознания и поведения в современном обществе, отражающие стереотипы мужественности и женственности, характеризуются расплывчатостью ценностных качеств, что осложняет вы-бор стратегий, способов поведения с детьми в жизненных ситуациях, актуализирует проблему возрождения ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами в научных исследованиях и в житейском опыте человека.
Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
В настоящее время имеются попытки раздельного воспитания девочек и мальчиков. Однако исследователи делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом, так как в основе гендерного воспитания лежат общие цели, которые одинаковы для представителей обоих полов.
Таким образом, проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и противоречивых проблем на современном этапе, от решения которой зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.