Аревик Арутюнян
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Арутюнян Аревик Борисовна, старший воспитатель
МДОУ «ЦРР – д/с № 81»
г. Магнитогорска
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Творческий подход педагога
Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
Темочки:
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Главной задачей педагога является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от педагога умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка? В огромной степени – отрыв от матери.
В зависимости от того, насколько длительным является процесс привыкания, можно выделить различные степени адаптации детей к пребыванию в детском саду. Если наблюдается привыкание в течение 1-16 дней, то стадия считается легкой. Адаптация от 16 до 32 дней говорит о средней стадии. При тяжелой стадии ребенок может адаптироваться от 32 до 64 дней.
Таким образом, адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от отношений в семье, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому адаптация у разных детей будет проходить по-разному. Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Выделим цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей :
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование у детей чувства уверенности в окружающем;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей.
Для решения поставленных целей педагогу требуется иметь эффективные инструменты, основанные на универсальной технологии воспитательного процесса. Каждый выбирает свой инструмент, которым он владеет в наилучшей степени, при этом выигрывает конкуренцию тот, кто достигнет цели с наименьшими затратами ресурсов (эмоциональных, физических, психологических, материальных).
В конце 90-х годов в исследованиях, связанных с изучением творчества появилось понятие «творческое системное мышление». Впервые его стал использовать основоположник ТРИЗ Г. С. Альтшуллер.
В основе творческого системного мышления лежит способность «многоэкранно» видеть любую систему или объект. При этом человек представляет, по-меньшей мере, девять мысленных экранов, а именно: систему, надсистему, подсистему, причем, каждую в развитии: прошлое, настоящее, будущее:
Автором ТРИЗ Г. С. Альтшуллером создана определенная последовательность мыслительных действий, которая позволяет познать объект или ситуацию как систему. В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель (системный оператор) :
Гумманизация, социализация, индивидуализация – основные принципы, закреплённые в нормативных документах по дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения, согласно ФГОС ДО – воспитание поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей.
Сформировать творческие навыки может только носитель таких навыков – «творческий учитель», реализующий потребности общества. Процесс воспитания – это тоже технология, но значительно более сложная, чем сборка автомобилей и т. п., так как в качестве «изделия» выступает живая человеческая личность. Творческий педагог, получив стандартную методику, всегда ищет способ ее улучшить. Кто же есть творческий воспитатель, как не создатель новой технологии!
Применение технологии «системного оператора» - формирует культуру мышления педагогов и воспитанников непосредственно в учебном процессе.
Работа с «системным оператором» формирует у ребё нка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение, то есть ребёнок получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира.
В заключении сделаем вывод о том, что проблема адаптации ребенка в раннем возрасте условиям детского сада, имеет системный, многоуровневый и сложный характер. Решение названной проблемы лежит на педагоге, который в полной мере должен обладать не только стандартными методиками действий, но и в совершенстве овладевать новыми творческими технологиями. Новые творческие технологии преподавания – вызов нового информационного общества.
Главной целью образования и воспитания на информационном этапе развития общества становится формирование интеллектуальной и духовной культуры человека, обучение искусству пользоваться знаниями, выработка стиля мышления, позволяющего оценивать проблемы в любой области жизни и находить их наиболее точное и экономичное решение.
Список литературы
1. М. Меерович, Л. Шрагина Технология творческого мышления / -М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.
2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
3. Адрес публикации: https://trizway.com/art/primary/urok-po-matematike-v-rusle-triz-pedagogiki.html.
4. Адрес публикации: https://trizway.com/art/primary/kachestvennoe-kreativnoe-obrazovanie.html.
5. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетковой, Д. В. Сергеевой. – М., 1998.
6. Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/296582-statja-adaptacija-rebenka-rannego-vozrasta-k-
7. Адреспубликации: https://interactive-plus.ru/ru/article/553854/discussion_platform.