Ольга Потапова
Проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста по формированию экономических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Проблемные ситуации.
Публикация «Проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста по формированию экономических представлений» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ситуация № 1. Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки.
Вопрос к детям:
- К каким последствиям это приведёт?
Ситуация № 2. Три белочки рассказывают о своей работе. «Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте», - говорит одна. «Я готовлю для них вкусные обеды и завтраки», - добавляет другая. «А я мою посуду, протираю пыль», - сообщает третья. Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.
Вопрос к детям:
- Где работают белочки? Кем?
Ситуация № 3. Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.
Вопросы к детям:
- Как Белочке заплатить за работу мышатам?
- Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
Ситуация № 4. Черепаха и Львенок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.
Вопросы к детям:
-Кого из них примут на работу? Почему?
Ситуация № 5. Мама Коза пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да еще и козлята перессорились. «Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», - говорит один козленок. «А я это все позавчера делал», - перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», - вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», - удивляется мама.
Вопросы к детям:
- Как помочь Козе разрешить Спор и навести порядок в доме?
Ситуация № 6. Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».
Вопросы к детям:
- Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?
Ситуация № 7. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.
Вопросы к детям:
- О каком доме идёт речь?
- Что такое сберегательный банк?
Ситуация № 8. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид - где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.
Вопросы к детям:
- Что придумал Карабас-Барабас?
- Выгодно ли продавать товар со скидкой?
Ситуация № 9. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий.
Вопросы к детям:
- Какой материал самый дешёвый?
- Какой самый прочный?
- Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
Ситуация № 10. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.
Вопросы к детям:
- Как жители королевства узнали о новом салоне?
- Что такое реклама?
Ситуация № 11. Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости.
Вопрос к детям:
- Как Матроскин может использовать все это море молока?
Ситуация № 12. Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко.
Вопрос к детям:
- А как их использовать?
Ситуация № 13. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
Ситуация № 14. В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Волк решил купить печенье к чаю. Цена печенья – 5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого, и он начал торговаться с продавцом Ежом.
Вопросы к детям:
- Изменит ли цену печенья продавец? Почему?
Ситуация № 15. Встретились у развилки трех дорог три монеты – Рубль, Франк и Марка. Прямо пойдешь – к бременским музыкантам придешь, налево пойдешь – к Красной Шапочке придешь, направо повернешь – у сестрицы Аленушки и братца Иванушки окажешься.
Вопросы к детям:
- По какой дорожке должна пойти каждая из монет, чтобы попасть в свою страну?