Марина Червякова
Проблема эмоционального развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не новая, но очень актуальная и привлекает внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Это связано с тем, что нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Публикация «Проблема эмоционального развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Так как дошкольное детство занимает только первых семь лет - это очень короткий отрезок в жизни каждого человека. Но он имеет огромное значение в жизни ребенка, так как он быстро и бурно развивается. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, что в свою очередь является основанием для дальнейшего роста. Для маленького ребенка характерно находиться в так называемом “плену эмоций” – его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают, - так как не может управлять ими.
Приоритетным направлением в эмоциональном развития в дошкольников является формирование самостоятельной и активной личности.
Собрано огромное количество фактов и систематизировано много наблюдений об эмоциях, приобретён опыт экспериментального исследования.
Первое определение эмоциональных явлений в общем виде дал Вильгельм Вундт, основоположник интроспективной психологии и сенсуалистических теорий. В своих работах, он связывает эмоции с ощущениями и простейшими психическими процeccами. Титченер критиковал теорию Вундта, подвергая сомнению теорию о неисчислимом множестве чувств. Титченер считал, что человеку присущи только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.
К. Ланге утверждал, что эмоции возникают в результатe моторных изменений, которые вызываются некоторыми раздражителями. В последствии эти две теории начали рассматривать как единую. Эта теория в последствии стала называться как “теория Джемса-Ланге”. В основе которой лежит теория о том, что: мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар.
Внешний стимул достигает ствола мозга посредством органов чувств и вызывает ответную реакцию организма по двигательным нервам. Джемс разделял эмоции на две группы :
1. Высшие эмоции - эмоции, связанные с эстетическими потребностями.
2. Низшие эмоции - эмоции, связанныe с состоянием гнева и страха.
Также была выдвинута "таламическая теория Коннона и Барда". В основе которой легло утверждение, что эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе человека.
Возникновение и проявление всех эмоций и чувств связано со сложной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Это определило их тесную связь с органами дыхания (“слушал затаив дыхание”, с деятельностью лицевых мышц (мимика) и сердца (“от страха сердце замерло”). Прослеживается так же неразрывная связь и с движениями всего тела (пантомима, с изменением интонаций голоса (голосовая мимика).
Изард, один из ведущих ученых в области эмоций, анализирует связь человеческие эмоции с деятельностью человека и познавательной способностью, старается объяснить, как эти эмоции образуют большую часть человеческого познания, сознания и действия. Изучая эмоции во всех аспектах, он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории.
Теория Изарда подвергалась критике отечественных психологов - А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые отечественные психологии рассматривают как основу эмоций.
Отечественные психологи придерживаются теории о том, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют следующие аспекты: отражения (В. К. Вилюнас, Я. М. Веккер, Г. А. Фортунатов, отношения (В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон) и переживания (С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров).
В дошкольном периоде у ребенка начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, который ранее отсутствовали или наблюдались в начальном состоянии. Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с появлением у него новых интересов и потребностей, интересов.
Данный вид теории подразумевает, что эмоции являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г. А. Фортунатов и П. М. Якобсон утверждают, что эмоциональные процессы, это "отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для нeго объектам"
В данном периоде эмоционального развития роль эмоций в деятельности ребенка изменяется. На данном этапе у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет переживать его по поводу возможных результатов (предвидеть реакцию других людей на его поступки). Например, раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Другой пример, раньше дошкольник выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительные оценки, а теперь он ее выполняет, как бы предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Специфичность эмоций определяются переживанием событий и отношений. С. Л. Рубинштейн считал, что "чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает.
Так постепенно ребенок начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувства посредством интонации, мимики, пантомимы, что в свою очередь помогает ему понять переживания другого человека.
Также А. Д. Кошелева утверждала, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием как мотивационной, так и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональный процесс обеспечивает их интеллектуализацию, когда он становятся более осознанным, обобщенным. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в той или иной степени может управлять выражениями эмоций.
Эмоции возникают при сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По мнению, Г. И Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания.
Если говорить об исследовании эмоций большинства авторов – П. М. Якобсон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалёв, А. В. Петровский,–считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.
По мнению Л. С. Выготского полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».
Так как в становлении личности ребенка огромную роль играет эмоциональная сфера, можно утверждать, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, является очень важной. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».
Многие отечественные специалисты отмечали, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому основной задачей при воспитании эмоций у детей должно быть не только обучить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Отечественные психологи внесли существенный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций, хотя ещё много нерешённых проблем. Так же доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребенка.
Проведя анализ теоретических исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод том, что в психолого-педагогической литературе накоплен весомый материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
Делая вывод нельзя не отметить, что развивать и корректировать эмоциональную сферу дошкольников необходимо на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти должны быть специфичны.