Александра Карелина
Проблема речевого развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее часто тревожит родителей дети, у которых запаздывает появление активной речи или же тревога возникает, если ребенок дома активно разговаривает, а в группе детского сада молчит. Или же если разговаривает только с одним членом семьи. Вот с такими запросами чаше всего обращаются родители к психологу детского сада.
Хочу рассказать про причины такого поведения детей, в основе которых лежит не правильное поведение родителей:
Публикация «Проблема речевого развития,» размещена в разделах
1. Сравнивание своего ребенка со сверстниками. Появление активной речи – яркое свидетельство психического развития, позволяющее родителям сравнить своего ребенка со сверстниками. Иногда такое волнение может привести к неоправданным волнениям. Родители не имея возможности оценить, насколько серьезным является такое отставание, родители часто драматизируют ситуацию и начинают сосредотачивать усилия на все возможных формах стимуляции речевого развития. Не редко такой усиленный прессинг приводит прямо к противоположному результату. Ребенка начинают пугать не только постоянные просьбы произнести то или иное слово, но и эмоциональная окрашенность ситуации
2. Не учет родителями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Хорошо известно, что ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет, и если у ребенка не появляется активная речь, родители так же начинают тревожиться, применять все возможные методы стимуляции речевого развития. Они могут обращаться к логопедам, психологам, в развивающие центры, к неврологам.
3. Занятость и усталость родителей. Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с другими людьми. Недостаточная интенсивность речевого развития может объясняться занятостью и усталостью родителей, которые приветствуют самостоятельные занятия ребенка. Такое удобство родителей, их спокойствие, иногда становиться фактором, ограничивающим речевое развитие ребенка. Если ребенку дают телефон поиграть вместо того что бы поговорить с ним, в таком случае ребенок не испытывает желание совершенствовать свою речь.
4. Чрезмерная активность и инициативность взрослого. Запаздывание появления активной речи может быть следствием прямо противоположной ситуации – ответом на «чрезмерную» активность и инициативность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка. Если мама чутко угадывает желания ребенка и удовлетворяет их, не дожидаясь пока малыш обратиться за помощью, если вопросы мама задает в такой форме, что ему достаточно только кивнуть, выбрав подходящий ему вариант ответа, активная речь становиться просто не нужной ни ребенку, ни самой маме.
Решением данной проблемы речевого развития требует от психолога, анализа семейной ситуации, то, как организуется взрослым общение и сотрудничество с ребенком и, то, как они взаимодействуют.