Марина Суворова
Проблема отклоняющегося поведения детей подросткового возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения, в том или ином сообществе. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций существенно возрастает в аномии - это состояние, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась. Нормальному обществу требуется «согласие умов» - общая система норм и ценностей, так как в аномии общество представляет поле амбиций и регулируется правом силы, потому что каждый человек представляет собой «бездну желаний», которые сдержать и регулировать может только общество, ведь инстинктивных регуляторов у человека нет. Именно общество создает представление о норме и девиантности, которые размываются в состоянии аномии. Подобное состояние бич подросткового периода в современном обществе, поэтому возникают преступность, психические расстройства и самоубийство.
Публикация «Проблема отклоняющегося поведения детей подросткового возраста» размещена в разделах
В соответствии с теорией социального напряжения Р. Мертона, девиантное поведение несовершеннолетних возникает при противоречии между ценностями, на которые общество нацеливает и возможностью их достижения по установленным обществом правилам [4].
Говоря о девиациях формируюшщйся личности, необходимо учесть отклонения в поведении детей и подростков, которые могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально – педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствие у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями со стороны психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физического и психоневрологического свойства;
- отсутствии условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствии позитивных и значимых социальных и личностных жизненных ценностей, и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально – психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные [2].
Рассматривая взгляды современных ученных можно остановиться на мнении доктора психологических наук, профессора Е. В. Змановской. Все виды отклоняющегося поведения ученого располагаются на единой шкале деструктивности с двумя противоположными направлениями на себя или на других: антисоциальное (активно – деструктивное, просоциальное (относительно – деструктивное, асоциальное (пассивно – деструктивное, саморазрушительное (пассивно – аутодеструктивное, самоубивающее (активно – аутодеструктивное). Такое выделение типов девиантного поведения может быть обусловлено масштабами явлений; негативными или позитивными его последствиями; длительностью нарушений; типом нарушаемой нормы; целями, мотивацией поведения и пр. Е. В. Змановская предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений подростков, отмечая три основных группы: антисоциальное (противоречащие правовым нормам, асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально – нравственных норм, аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [1].
На сегодняшний день существуют различные типы, виды и разновидности социального девиантного поведения несовершеннолетних, которые дифференцированы по характеру направленности и специфики их проявлений, по степени социальной одобряемости или опасности для формирующейся личности и общества в матрице социальных девиаций, предложенной кандидатом психологических наук, доцентом Н. М. Майсак. Автор предлагает следующую классификацию: конструктивное (творческое – художественное, компьютерное); аутодеструктивное (аддиктивное – нехимическое, химическое; суицидальное – парасуицидальное, суицид); внешнеаутодеструктивное (противоправное – административные нарушения, делинквентное (предпреступное, криминальное (преступное); коммуникативные нарушения). Таким образом можно отметить, что творческое поведение в крайних своих проявлениях (взламывание систем и т. д.) может приближаться к антисоциальным, а внешнедеструктивные и криминальные варианты поведения в определенных ситуациях (кража несовершеннолетнего из нуждающейся семьи) могут одобряться обществом и, следовательно, оставаться безнаказанными [3].
Ученные подчеркивают, что девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены к нормальным, так как нормы в обществе со времен меняются, а различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу нормативности и девиантности некоторых типов поведения (например, курение или применение психотропных средств). Девиантное поведение всегда оценивается с учетом культуры, принятой в том или ином сообществе, поэтому оно относительно.
Отклоняющиеся поведение в подростковом периоде проявляется попыткой уйти от общества, преодолеть состояние неуверенности и напряженности через определенные компенсаторные формы, убежать от жизненных проблем. Для понимания отклонений служит понятие «норма».
В конкретном обществе социальная норма складывается временем и определяет предел доступного т. е. дозволенного или обязательного поведения. К оценке поведенческой нормы и патологии выделяется несколько подходов:
- социальный;
- психологический;
- психиатрический;
- возрастной;
- этнокультурный;
- тендерный;
- профессиональный.
Социальный подход основывается на понятии общественной опасности или безопасности поведения человека. Любое поведение, которое становится явно или потенциально опасным для общества и окружающих людей можно расценивать как девиантное. Данный подход базируется на социально одобряемых стандартах поведения, конформизме, бесконфликтности и подчинении личных интересов общественным.
Психологический подход определяет девиантное поведение как внутриличностный конфликт, деструкцию и саморазрушительное поведение. Происходит торможение личностного роста и даже деградация личности. Девиант стремится осознанно и неосознанно разрушить собственную самоценность.
Психиатрический подход рассматривает девиантное поведение как преморбидное состояние, способствующих возникновению психических расстройств и заболеваний. В данном случае отклоняющиеся поведение нельзя назвать психическим расстройством в силу не полной меры проявления, но можно понимать под девиацией.
Этнокультурный подход подразумевает рассматривание поведения человека через призму традиций того или иного сообщества. В одной этнокультурной группе или социокультурной среде принятые нормы поведение могут отличаться от традиций т. е. норм других групп. Отклоняющимся поведение может считаться при несогласовании с принятыми нормами в конкретном микросоциуме.
Возрастной подход определяет девиантное поведение в силу возрастных норм. Возрастные особенности поведения не соответствующие возрастным шаблонам и традициям детерминируются отклоняющимися.
Гендерный подход рассматривает девиации поведения исходя из половых стереотипах мужского и женского стиля поведения. В рамках данного девиантным поведением может считаться инверсия шаблонов тендерного стиля и гиперролевое поведение.
Профессиональный подход исходит из представления о традициях, а также профессионального и корпоративного стиля поведения. Профессиональное сообщество прописывает определенные образцы поведения в той или иной ситуации и не выполнение данных предписаний признаны отклоняющимися.
Девиантное поведение (ненормативное, аномальное, отклоняющиеся) разнообразно по формам, типам и структуре, а так же существенно отличается от гармонии и нормы. Его можно детерминировать системой поступков, которые противоречат приятым в обществе нормам и проявляются несбалансированностью психических процессов, неадаптивностью и нарушением процесса самоактуализации или уклонением от эстетического и нравственного контроля над собственным поведением [5].
Список литературы
1. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения : Учебное пособие для студентов ВУЗов. – 2 изд. исправл. - М. : Академия, - 2006 г. – 288с.
2. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников, моногр., Ярославль, изд – во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002г. – 242с.
3. Майсак Н. В. Матрица социальных девиаций: [Электронные ресурсы] – www.sciense – education.ru
4. Хомич А. В. Психология девиантного поведения : Учебное пособие. – Южно – Российский – Гуманитарный Институт, - Ростов – на – Дону, - 2006 г. – 140с.
5. Меделевич В. Д. Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов. – СПб: Речь, - 2005г. – 442 с.