Наталья Мильчакова
Проблема налаживания сотрудничества и взаимодействия семьи и педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Как привлечь семьи к участию в жизни группы? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как помочь родителям стать партнерами и единомышленниками.
Для меня, как молодого педагога, проблема заключается в поиске ответов на эти вопросы.
А поразмыслить над этой проблемой, предлагаю используя метод «Шести шляп», разработанный Эдвардом де Боно.
Белая Шляпа: Информация.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Нас интересуют только факты.
Публикация «Проблема налаживания сотрудничества и взаимодействия семьи и педагога» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
В соответствии с законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждение является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В соответствии с законом, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования уделяется большое внимание работе с родителями, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей.
Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для всестороннего развития личности ребенка, необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.
Итак, перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса
Черная Шляпа: Критика
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности.
Сотрудничество. Взаимодействие….Взаимопроникновение. Можно сколько угодно говорить, действенным заклинанием улучшающим взаимоотношение между семьями и образовательным учреждением оно не станет.
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения пап и мам в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультационные пункты, информационные стенды, но откликается на них только малая часть родителей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому когда педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что–то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения – активного проявления интереса родителей они не получают, чаще всего родители вовсе не приходят за этими знаниями
Желтая шляпа: логический позитив
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон.
Несмотря на то, что совершенно разные по составу. семейным ценностям и культурным традициям, большинство семей хотят для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.
В свою очередь и педагоги, являясь профессионально ответственными за благополучие ребенка, воспринимают родителей как неотьемлемую часть открытой детсадовской культуры и готовы активно сотрудничать с ними
Зеленая шляпа: креативность
Зеленая шляпа – эта шляпа творческого поиска.
На наш взгляд, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближении души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Воспитателю необходимо формировать у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап. По той, простой причине, что их нет рядом. И если родители увидят такое внимательное отношение к своему ребенку, то у них появиться желание вместе с педагогом сложить из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Красная шляпа: чувства и интуиция.
Красную шляпу надевают на достаточно короткий промежуток времени, чтобы выразить свои эмоции.
Легко говорить. Попробуйте сделать, когда в группе…., когда нет…., когда требуют….
А вдруг не получиться и все зря.
Но ведь под лежачий камень вода не потечет. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Не боги горшки обжигают
Синяя шляпа: управление процессом.
Синяя шляпа предназначена чтобы обобщить достигнутое, сделать выводы, найти решение выдвинутой проблемы.
Итак, для организации эффективного сотрудничества педагога с семьями воспитанников необходимо пересмотреть основы взаимоотношений с родителями :
Во-первых, наладить контакт с родителями, сделать общение конструктивным. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привелегия указывать, контролировать. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя, точкой начала взаимодействия должен быть ребенок.
Во-вторых, искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должен именно педагог. Так как он профессионально подготовлен к образовательной работе, а значит понимает, что ее успешность зависит от согласованности и приемственности в воспитании детей.
В третьих, важнейшим способом реализации сотрудничества педагога и семьи является использование новых, нетрадиционных форм совместной деятельности, в которых родители являются активными участниками процесса. Назовем некоторые из них:
• Организация родительских часов, дней, когда мероприятия проводятся родителями
• Проведение родительских собраний принципиально отличающихся от традиционных. Собрание не сводится к монологу воспитателя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Инициаторами и, что очень важно, организаторами собрания являются сами родители.
• Активное использование интернет ресурсов, а именно создание групп в социальных сетях, ведение блогов, интернет страничек, с помощью которых появляется возможность:
o Размещение видеоконсультаций на актуальные темы воспитания и развития детей
o Проведения анкетирований, опросов с целью выявления потребностей родителей
o Фото и видео отчеты о прошедших мероприятиях
o Еженедельное информирование родителей о содержании образовательной деятельности
o Организация общения, переписки в режиме онлайн по текущим вопросам.
• Нетрадиционной формой совместной деятельности является так же проектно-исследовательская, в ходе которой родители вместе с ребенком осуществляют поиск информации, а полученные результаты презентуют на итоговом мероприятии.
В четвертых, необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, без учета особенностей семьи ее традиций и опыта, и осуществлять дифференцированный подход к каждой семье.
Обобщая все вышесказанное, можно констатировать, что проблема действительно есть. И для ее решения, прежде всего, следует пересмотреть свои позитции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, понимая, что участие родителей в жизни группы идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада