Светлана Туманова
Проблема формирования и развития математических способностей детей
Проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Публикация «Проблема формирования и развития математических способностей детей» размещена в разделах
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности.
В старшей группе продолжается работа, начатая во второй младшей и средней группах детского сада.
Основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Содержание – это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые детьми на разных видах занятий или в свободной деятельности. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки, сколько то, каким образом они преподносятся детям, и, соответственно, осваиваются детьми.
Например, для формирования и закрепления понятия «число» проводятся игры: «Назови число». Дети образуют круг. В середине воспитатель. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и бросает мяч воспитателю.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. сюжетно – дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева)
Сюжетные дидактические игры с математическим содержанием условно делятся на следующие группы:
-сюжетные игры с предметами способствующие усвоению и закреп-лению математических понятий (количество, форма, величина, пространство, время).
К данной группе можно отнести следующие сюжетно-дидактические игры:
«Магазин», «Цирк», «Паровозик с пассажирами», «На кухне», «Торт на именины» «В гостях у Мишки», «Домики для гномиков», «Семья ежей»
В центре вышеуказанных игр -предметы или их заместители в виде геометри-ческих фигур, манипуляция с которыми способствует не только усвоению ма-тематических представлений, но и развитию способностей логического и творческого мышления. Сюжетные игры дают детям возможность осознать взаимосвязь между числом, количеством, способствуют развитию способности ориентироваться в пространстве и времени. В качестве предметов- заместителей эффективно используются счётные палочки. Палочки-заместители можно оживлять и использовать в разных назначениях.
-сюжетные дидактические игры, развивающие произвольность по-знавательных процессов.
Ко второй группе относятся игры, в которых сюжет требует самостоятель-ных действий с произвольным запоминанием последовательности шагов с применением творческого воображения либо элементов логики. Например, предлагаются игры, где фигурирует сюжетные образы. Дети с помощью квадрата, круга, треугольника, прямоугольника и счетных палочек создают собаку, кошку, дом, дерево и т. д. До организации игр можно натренировать детей соответствующими упражнениями на развитие памяти и внимания. Например, посмотреть и через минуту мысленно восстановить изображение (куклу, зайца) или называть числа от 1 до 10 и одновременно показывать их пальцами в порядке убывания (возрастания). Или же, предложить по образцу раскрасить геометрические фигуры очень эффективен как упражнение математический диктант. Его дидактический смысл заключается в том, что ребенок может действовать самостоятельно, многократно повторяя действия до получения результата.
-способствующие формированию наблюдательности и аналитических навыков.
Например, детям старшего дошкольного возраста предлагаются игра «На кухне». Цель: сортировать предметы по их идентичным свойствам. Ход игры может быть следующим: воспитатель заранее готовит и раскладывает на подносе «блины», имеющие треугольную, круглую, квадратную форму, и предлагает детям распределить их по соответствующим тарелкам. Красную положить блины, имеющие три вершины и три стороны, в синюю- блины с четырьмя вершинам и четырьмя сторонами и т. д.
Такие игры, как «В гостях у трёх медведей», «Нарисуй вместо художника»,
«Мама решила сварить суп», «Забавные куклы готовятся к празднику» и т. д.
Цель: развивать наблюдательность и аналитические навыки
-стимулирующие развитие способностей моделирования пространствен-ных отношений.
Они позволяют совершать воображаемые действия, ориентируясь на карти-нах, чертежах, моделях. Восприятия графических изображений и ориентировка в них при решений задач сюжетного характера в дальнейшем способствуют развитию интереса к графическим схемам и конструкциям, готовят старших дошкольников к разработке собственных моделей. Поскольку самой доступной формой пространственных отношений в дошкольном возрасте является план, которой можно просто начертить мы отбираем дидактические игры с сюжетом известных детям сказок и изначально учим рассказывать сказку по начерченному плану. Во второй младшей группе это сказки «Колобок», «Репка».
В средней, например, может использоваться сказка «Красная Шапочка» или «Три медведя». А в старшей группе детям предлагаются игры типа «Кто первым пройдет лабиринт», «Ковер - Самолет» либо свободные сюжеты - путешествия.
-дидактические игры на основе сказочных сюжетов.
Данные игры построенные на основе сказочных сюжетов с математической направленностью, сказочные герои игр, таких как, например, «Почемучка», «Слоник», «Замок чисел», «В сказочном лесу».
Игры - сказки ведут детей в сказочную страну или волшебный город, где их ждут занимательные истории и необычные приключения, где вместе героями они попадают в разные трудные ситуации и оказываются перед выборов решительных действий. Взрослый, рассказывая ситуацию, описанную в игре, предлагает детям помочь героям. Например, оживить заколдованных жителей города, решив довольно сложную задачу из мелких частей собрать одно целое. Или, в сюжете у зайчика нет дома, воспитатель просит помочь его построить.
Детям особенно интересны игры, где есть неожидаемые изменения. Например, во время такой игры дети закрывают глаза, ходят по комнате или выходят в коридор и находят там новых персонажей. Вовлечение всех детей в развёртывание сюжетных линий дидактической игры наиболее эффективно влияет на формирование навыков совместной деятельности. С целью активизации совместных действий детей и их сближение игры желательно проводить малыми группами.
2. обучающие игры с элементами моделирования (А. А. Столяр).
А. А. Столяр считает, что одним из факторов развития элементарных математических представлений у дошкольников является игра, прежде всего развивающая. В процессе игры, дошкольники складывают, считают, вычитают, более того, решают разного рода логические задачи, которые формируют логические операции. Развивающие игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
А. А. Столяр, известный методист по проблемам развития логического мышления школьников, с именем которого связывают создание теории единого подхода к обучению математике, а также становление методики преподавания математики как научной дисциплины. Он разработал для детей старшего дошкольного возраста книгу «Давайте поиграем», в книге имеются игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, и др).
В книге «Давайте поиграем» представлены игры для детей пяти, шести лет, игры насыщены логическим и математическим содержанием. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.
3. игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (З. А. Михайлова; строительно – конструктивные игры).
«Танграм», «волшебный круг», «головоломка пифагора», «колумбово яйцо», «вьетнамская игра», «пентамино»
4. дидактические игры с народными игрушками – вкладышами (матрешки, кубы, пирамидками, в конструкции которых заложен принцип учета величины.
5. подвижные игры математического содержания
(«Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ловишка с лентой», «Найди свой домик», «Волк во рву» и др.).
6. словесные игры: «Летает - не летает», Назови слова больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко» и др. А вот игра «Да или нет» дает возможность выполнить очень много разнообразных заданий. Правила игры таковы: ведущий задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет». Любые другие слова в качестве ответа означают, что играющий выбывает из игры. В игре используются вопросы – ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно: в этом случае играющий может промолчать. Приведу небольшой пример игровых вопросов.
- Пять груш больше, чем пять яблок?
- У стола могут быть три ножки?
- У чайника могут быть два носика?
• У рубашки три рукава?
• Сколько пальцев на руке?
• У курицы два хвоста?
• Дождик может быть без грома?
• Бывает небо под ногами?
• Можно левой рукой достать правое ухо?
• Есть слова больше ста? назовите какое – ни будь.
• Когда солнце встает?
• Может быть семь пятниц на недели?
• Что защищает от дождя?
• Можно зимой ходить в трусиках?
• Можно пить из пустой чашки?
• Вы сможете спеть три песни подряд?
• На чем спала Принцесса –на –горошине?
• Ручей шире реки?
• Сколько лап медведь в берлоге сосет?
• В группе одно окно?
• У тебя два уха? А сколько из них левых? и т. п.
7. Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Воспитатель самостоятельно определяет объем и степень включения в работу стихов, считалок, загадок.
Использование разнообразных приемов активизации умственной активности детей :
• Включение сюрпризных моментов и игровых упражнений;
• Организация работы с дидактическим наглядным материалом;
• Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
• Новизна умственной задачи и наглядного материала;
• Выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.
8. Задания на сообразительность, задачи – шутки, задачи – ловушки используются не только для развлечения, но и – в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения.
Вот несколько примеров из многочисленных заданий:
• В реке плавали пять щук. Они увидели мелких рыбок и нырнули в глубину. Сколько щук плавают в реке? (Пять щук, только они нырнули в глубину).
• За обед котенок съедает 10 шариков сухого корма. Сегодня у него нет аппетита: он съел только половину. Сколько шариков сухого корма осталось на ужин? (Пять шариков).
• Четыре мальчика и один дворник расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (Четыре дорожки).
9. Умение ориентироваться - важнейший навык для каждого человека. Осваивается он медленно и с большими трудностями. Как помочь детям полноценно и еще на ранних этапах развития овладеть этим фундаментальным навыком – ориентировка в пространстве и в жизни? В этом на помощь приходят д\ игры: «Ориентирование в комнате», «Кто внимательней», «Найди меня».
Если ребенок затруднялся ориентироваться на ограниченной плоскости, проводилась игра «Что, где?». Дети стоят по кругу. Ведущего выбираем с помощью считалки. Бросается мяч кому-либо из детей и спрашиваю : «Света кто слева от тебя?». Если Света дала верный ответ, она становится ведущим. Вопросы, которые можно задавать: что впереди? что над головой? кто возле тебя и т. д.
На закрепление понятия «далеко-близко» проводили игру «Что ближе?». Света назови все предметы, которые находятся вдали, а ты Артур назови все предметы, которые вблизи. Отмечались ответы детей фишкой. В конце дети считают, сколько предметов назвал каждый.
10. Особую серию логико-математических игр составляют настольно-печатные, в которых играющий поставлен в условия сравнивать изображения предметов или их частей по разным признакам, устанавливать связи и зависимости по тем или иным свойствам, обобщать, преобразовывать, кодировать. Решению игровой задачи сопутствует активный поиск, стремление выиграть.
Таким образом, главными путями реализация программы по развитию элементарных математических представлений являются: создание развивающей среды; проведение занятий в игровой, занимательной форме; организация индивидуальной работы и проведение познавательных, развивающих игр; организация самостоятельной деятельности детей, развлечения и т. д.