Елена Арапова
Приёмы совершенствования письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Приёмы совершенствования письменной речи
Какие принципы, методы и приемы коррекционной работы может использовать учитель для выработки навыков правильного письма? На мой взгляд, при их выборе, основным принципом, взятым учителем на вооружение, должен стать принцип обходного пути, сформулированный Л. С. Выготским, когда в процессе компенсакции нарушенных речевых и неречевых процессов происходит формирование новой функциональной системыв обход пострадавшего звена. Как это может быть применимо к совершенствованию навыка письма? Если ребенок испытывает трудности в формировании правильной письменной речи- условно «нарушенная» функция, необходимо для её «восстановления» в коррекционной работе как можно полнее задействовать все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический- «сохранные» функции. Ведь письмо- это вид речевой деятельности, в которой принимают участие все перечисленные анализаторы. Грамотное письмо зависит не только от того, насколько ребенок знает правила орфографии, но и от умения различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Для того, чтобы написать слово, ребенку необходимо:
Публикация «Приёмы совершенствования письменной речи» размещена в разделах
-определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным графическим образом буквы;
- воспроизвести с помощью тонко координированных движений руки графический образ буквы.
Сколько условий требуется выполнить, чтобы написать слово без ошибок! И требуем ли мы такого внимания к слову во втором, третьем четвертом классе, когда письмо автоматизируется? Опор на анализаторы должен учитываться в коррекционной работе на любом этапе обучения, ведь, по словам К. Д. Ушинского «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого- либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память». Зрительное, слуховое кинестетическое восприятие составляет чувственную базу орфографического навыка.
При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и опознавание орфограммы. С чего же следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для грамотного письма?
Прежде всего, научить слышать звуки, определять их количество, различать гласные и согласные, ударные и безударные, узнавать орфограммы в словах. Психологи доказали, что стоит ребенку один раз написать слово неправильно, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем нужно будет сто раз написать слово верно, чтобы ликвидировать ошибку. Так будет ли верным использовать в коррекционной работе, например, диктант? Отказаться от этого вида письменной работы учитель, конечно не может, но необходимо включить в работу такие диктанты, которые обеспечивают включение в работу различные анализаторы: зрительный диктант, слуховой диктант «с условием». Условия могут быть разнообразными: пишем только гласные, только согласные, пишем ударный слог, ударную букву, пишем все безударные гласные, пишем порядковый номер заданного звука и т.
Другое малоэффективное упражнение для отработки навыка орфографического письма упражнение «Вставь пропущенную букву», ведь такое упражнение автоматически исключает необходимость увидеть в слове «опасное место».
Речедвигательный анализатор включается в работу в процессе проговаривания пишущихся слов. Работами А. Р. Лурия, Р. Е. Левиной и Р. М. Боскис, Л. К. Назаровой бцыло доказано, что четкое проговаривание позволяет уточнять звуковой состав слова, дифференцировать близкие звуки и тем самым делать слышимое слово готовым для записи.
Необходимо чаще демонстрировать ученику образец правильно, красиво написанного слова. Карточки для индивидуальной работы я рекомендую изготавливать с использование рукописного шрифта.
Работа над пониманием смысла слова- одно из условий не только грамотности, но и вообще развития речи. Еще в 15- 17 в. в. существовала сложная система правил, когда, что и как надо писать:»…по разуму пиши, а не махом, пиши, рассмотряя…всяко писание пиши со вниманием- говорил М. А. Ломоносов. Учителю нужно обращать внимание учащихся на то, сто при ошибочном написании слово теряет свой смысл. Также следует добиваться понимания учеником значения любой языковой единицы: части слоа, самого слова, словосочетания и предложения. Попросите ребенка рассказать правило «своими» словами, и станет понятным, насколько он готов применить изученное правило на практике.