Светлана Имангалиева
Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя.
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
На тему: «Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя».
Воспитатель СПДО
д. с. «Чипполино»
мл. гр. «Подсолнушки»
Имангалиева. С. В.
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
Сухомлинский В. А.
Публикация «Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Моторика – это развитие движений. А в нашем случае это движение пальцев и ладоней рук. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного и речевого развития дошкольника.
Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, и других видов ощущений и восприятий. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
В своей работе по сенсорному развитию детей я использую игровые технологии. Игра является ведущим видом деятельности детей. К каждой игре я стараюсь подобрать небольшие четверостишия. Например, дидактическая игра «Озорные прищепки». Дети очень любят эти простые игры с прищепками. Цель игры: развивать мелкую моторику, логическое мышление, воображение, усидчивость, развивать знания об окружающем мире, учить правильно брать и обрывать прищепки; находить местонахождение по цвету. Я предлагаю ребенку закончить определенный образ (ежик, солнышко, кактус, тучка, подобрать по цвету и прикрепить подходящие прищепки. Второй вариант: На деревянную палочку дети должны развесить одежду.
Стихотворная форма которая используется в большинстве упражнений, дает большой потенциал для творческого развития. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук и пальцев позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складывается в образы. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны. К тому же в игровой форме дети закрепляют знания об окружающем мире. Так же для развития мелкой моторики в своей работе использую следующие дидактические игры:
«Черепаха», игры и занятия с дидактической черепахой формируют согласованность движений пальцев. Пособие способствует развитию мелкой моторики рук. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. Ребенок учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук. ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать, что пригодиться им в самообслуживании в игре; завязывать банты. Например : «Зашнуруй шнурок», «Пристегни цветочки», «Завяжи бантик», «Застегни замочек», «Заплести косички».
Черепаху можно использовать при формировании элементарных математических представлений, закреплять навыки счета, геометрических фигур.
Дидактическая игра: «Найди такой же цвет», я хочу показать игру, которая сделана для детей. Цветная коробочка состоящая из четырех основных цветов, в середине каждого цвета вставлены горлышки от пластиковых бутылок, на которые ребенок должен прикрепить крышки соответствующего цвета, можно поиграть игру на знание цветов.
Дидактическая игра «Собери бусы». Я хочу показать игру для мелкой моторики пальцев. Для изготовления игры были использованы коктельные трубочки и длинный шнурок. Дети нанизывают кусочки трубочки на шнурок. Тем развиваю глазомер, координацию и мелкую моторику.
Дидактическая игра «Почтовый ящик». Почтовый ящик с четырьмя прорезями. А посылки геометрические фигуры. Нужно опустить посылки в почтовый ящик. Для каждой посылки есть свое отверстие. Даю детям по одной геометрической фигуре и предлагаю опустить их внутрь почтового ящика.
Для развития мелкой моторики и сенсорики я использую пуговицы. Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы?
- Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка, позволяет ему выделять определенный цвет среди других и запоминать его. Дети сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг к другу. Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе игр с пуговицами, например «Найди пару пуговиц одинакового цвета!».
- Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную, следовательно, с их помощью ребенок закрепляет знание геометрических фигур.
- При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы.
- Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
- В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко – близко – рядом, справа – слева, сверху – снизу, внутри – снаружи, спереди – сзади).
Дидактическая игра «Найди на ощупь», в ведерко я положила крышки от пластиковых бутылок и несколько игрушек. Дети должны на ощупь найти игрушки. У ребенка развивается тактильное осязательное ощущения.
Дидактические игры «Закрой двери в домиках», игра состоит из трех карточек с изображением домиков трех для поросят, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте двери, и три желтых прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины, это двери для домиков. Дети подбирают каждому из домиков соответствующую «дверь».
Дидактическая игра «Спрячь зайку», для игры понадобятся шесть карт разных цветов с изображенным в середине зайцем и шести прямоугольников таких же цветов. Прямоугольники разных цветов - это дверцы, за которые нужно спрятать зайцев. Я предлагаю детям подобрать дверцы по цвету и закрыть ими зайцев на карточках, называя цвет дверцы.
Дидактическая игра, «Кто где спит», для игры понадобятся 3 карточки с изображениями 3 медведей и 3 карточки с изображениями кроватей разной величины для каждого медведя. Ведущий предлагает детям рассмотреть изображенных на картинке зверей и расположить их по порядку: самый большой (медведь, поменьше (медведица, самый маленький (медвежонок).
Дидактическая игра, «Кто где живет», для игры потребуются 5 карт желтого цвета с изображенными в середине птицами и 5 желтых геометрических фигур: круг, прямоугольник, овал, треугольник, квадрат. Детям раздаются карты желтого цвета с изображениями птиц в «гнездышках» в виде этих же геометрических фигур.
Спасибо за внимание.