Светлана Имангалиева
Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя.
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
На тему: «Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя».
д. с. «Чипполино»
мл. гр. «Подсолнушки»
Имангалиева. С. В.
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
Сухомлинский В. А.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Работа воспитателя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Моторика – это развитие движений. А в нашем случае это движение пальцев и ладоней рук. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного и речевого развития дошкольника.
Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, и других видов ощущений и восприятий. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
В своей работе по сенсорному развитию детей я использую игровые технологии. Игра является ведущим видом деятельности детей. К каждой игре я стараюсь подобрать небольшие четверостишия. Например, дидактическая игра «Озорные прищепки». Дети очень любят эти простые игры с прищепками. Цель игры: развивать мелкую моторику, логическое мышление, воображение, усидчивость, развивать знания об окружающем мире, учить правильно брать и обрывать прищепки; находить местонахождение по цвету. Я предлагаю ребенку закончить определенный образ (ежик, солнышко, кактус, тучка, подобрать по цвету и прикрепить подходящие прищепки. Второй вариант: На деревянную палочку дети должны развесить одежду.
Стихотворная форма которая используется в большинстве упражнений, дает большой потенциал для творческого развития. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук и пальцев позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складывается в образы. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны. К тому же в игровой форме дети закрепляют знания об окружающем мире. Так же для развития мелкой моторики в своей работе использую следующие дидактические игры:
«Черепаха», игры и занятия с дидактической черепахой формируют согласованность движений пальцев. Пособие способствует развитию мелкой моторики рук. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. Ребенок учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук. ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать, что пригодиться им в самообслуживании в игре; завязывать банты. Например : «Зашнуруй шнурок», «Пристегни цветочки», «Завяжи бантик», «Застегни замочек», «Заплести косички».
Черепаху можно использовать при формировании элементарных математических представлений, закреплять навыки счета, геометрических фигур.
Дидактическая игра: «Найди такой же цвет», я хочу показать игру, которая сделана для детей. Цветная коробочка состоящая из четырех основных цветов, в середине каждого цвета вставлены горлышки от пластиковых бутылок, на которые ребенок должен прикрепить крышки соответствующего цвета, можно поиграть игру на знание цветов.
Дидактическая игра «Собери бусы». Я хочу показать игру для мелкой моторики пальцев. Для изготовления игры были использованы коктельные трубочки и длинный шнурок. Дети нанизывают кусочки трубочки на шнурок. Тем развиваю глазомер, координацию и мелкую моторику.
Дидактическая игра «Почтовый ящик». Почтовый ящик с четырьмя прорезями. А посылки геометрические фигуры. Нужно опустить посылки в почтовый ящик. Для каждой посылки есть свое отверстие. Даю детям по одной геометрической фигуре и предлагаю опустить их внутрь почтового ящика.
Для развития мелкой моторики и сенсорики я использую пуговицы. Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы?
- Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка, позволяет ему выделять определенный цвет среди других и запоминать его. Дети сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг к другу. Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе игр с пуговицами, например «Найди пару пуговиц одинакового цвета!».
- Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, треугольную, прямоугольную, следовательно, с их помощью ребенок закрепляет знание геометрических фигур.
- При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы.
- Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
- В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко – близко – рядом, справа – слева, сверху – снизу, внутри – снаружи, спереди – сзади).
Дидактическая игра «Найди на ощупь», в ведерко я положила крышки от пластиковых бутылок и несколько игрушек. Дети должны на ощупь найти игрушки. У ребенка развивается тактильное осязательное ощущения.
Дидактические игры «Закрой двери в домиках», игра состоит из трех карточек с изображением домиков трех для поросят, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте двери, и три желтых прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины, это двери для домиков. Дети подбирают каждому из домиков соответствующую «дверь».
Дидактическая игра «Спрячь зайку», для игры понадобятся шесть карт разных цветов с изображенным в середине зайцем и шести прямоугольников таких же цветов. Прямоугольники разных цветов - это дверцы, за которые нужно спрятать зайцев. Я предлагаю детям подобрать дверцы по цвету и закрыть ими зайцев на карточках, называя цвет дверцы.
Дидактическая игра, «Кто где спит», для игры понадобятся 3 карточки с изображениями 3 медведей и 3 карточки с изображениями кроватей разной величины для каждого медведя. Ведущий предлагает детям рассмотреть изображенных на картинке зверей и расположить их по порядку: самый большой (медведь, поменьше (медведица, самый маленький (медвежонок).
Дидактическая игра, «Кто где живет», для игры потребуются 5 карт желтого цвета с изображенными в середине птицами и 5 желтых геометрических фигур: круг, прямоугольник, овал, треугольник, квадрат. Детям раздаются карты желтого цвета с изображениями птиц в «гнездышках» в виде этих же геометрических фигур.
Спасибо за внимание.