Ирина Ефименко
Деловая игра для учителей-логопедов «Профилактика нарушений письменной речи посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Игра - первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надёжным надежным средством социализации и саморазвития личности - именно поэтому она так важна для ребёнка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактической игры является самым эффективным методом профилактики нарушений письменной речи.
Публикация «Деловая игра для учителей-логопедов „Профилактика нарушений письменной речи посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Предлагаю вам деловую игру, во время которой мы вспомним виды дидактических игр, её структуру, определим к профилактике какого вида дисграфии относятся игры.
Нам надо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры (выбор экспертов).
Ведущий: Для проведения нашей игры я предлагаю разделиться на группы.
Ведущий раздает пазлы участникам игры, они должны объединиться и собрать картинки из них. Таким образом участники делятся на 3 команды.
Команды занимают места. Придумывают название команды и выбирают капитана.
Ведущий: Во всех дидактических играх есть цель и правила.
Цель нашей игры: Повышение профессионального мастерства и компетенции учителей-логопедов по теме : "Профилактика нарушений письменной речи посредством дидактической игры", развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии.
Правила игры:
1. Работать дружно, согласованно.
2. Соблюдать порядок и тишину.
3. Уметь слушать другого.
4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.
5. Выслушать задание до конца.
6. Отвечать громко, но не хором.
Уважаемое жюри, послушайте критерии оценивания участников:
0 баллов - участники не справились с заданием.
1 балл - участники дали не полный ответ.
2 балла - можно дополнить ответ.
3 балла - полный ответ.
Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим логопедом стать!
А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем.
1 конкурс:
Капитаны команд выбирают конверты с заданиями.
1 карточка
Вопросы:
1. Назовите основные виды дидактических игр. (Игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры)
2. К какому виду игр относятся эти игры? "Да-нет", "Отгадай по описанию", "Испорченный телефон", "Какой? Какая? Какое?" (Словесные игры)
2 карточка
Вопросы:
1. Назовите структуру дидактической игры. (Дидактическая задача, игровые действия, игровые правила)
2. К какому виду игр относятся эти игры? 2Чудесный мешочек", "Пирамида", "Цепочка слов". (Игры с предметами).
3 карточка
Вопросы:
1. Что включает в себя проведение дидактической игры? (Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение хода и правил игры, подведение итогов игры).
2. К какому виду игр относятся эти игры? "Лото", "Сложи картинку", "Домино". (Настольно-печатные игры).
2 конкурс
1 карточка
1. Определите, к профилактике какого вида дисграфии относятся игры?
Игра "Жук - буквоед"
Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти. Детям предлагается восстановить (допечатать) букву, которую почти всю съел жук - буквоед.
Игра "Помоги взлететь шарику"
Цель: учить отличать оптически похожие буквы. Детям предлагается зачеркнуть лишнюю букву, что бы шарик взлетел.
Игра "Что изменилось?"
Цель: Развитие зрительной памяти. Разложить 4-6 картинок, которые ребёнок должен запомнить. Поменять их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось.
2. Назовите задачи работы по профилактике данного вида нарушений речи.
2 карточка
1. Определите, к профилактике какого вида дисграфии относятся игры?
Игра "Собери гусеницу"
Цель: развитие у детей навыка чтения слогов и слов.
Предложить сложить из деталей одного цвета гусеницу и прочитать слово.
Игра "Как их зовут?"
Цель: развивать у детей звуковой анализ и синтез.
Предложить выделить первый звук в словах и составить из этих звуков имена детей.
Игра "Каждому звуку свою комнату"
Цель: Научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
В домики должны поселиться жильцы 2слова", причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате.
2. Назовите характерные ошибки данного вида нарушений письменной речи.
3 карточка
1. Определите, к профилактике какого вида дисграфии относятся игры?
Игра "Звонкий или глухой?"
Цель: дифференциация глухих и звонких звуков.
Разложить картинки на 2 домика - на домик со звоночком и домик без звоночка. Картинки, которые начинаются с глухого звука на домик без звоночка, а картинки, которые начинаются на звонкий звук заселить в домик со звоночком.
Игра "Разложить картинки"
Цель: дифференциация твердых и мягких звуков.
Разложить картинки на 2 стопки - на синее и на зелёное поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зелёном поле, с твёрдых на синем.
2. Какие нарушения устной речи может повлечь за собой данный вид дисграфии?
3 конкурс
Блиц-разминка (конкурс капитанов)
Задание: за одну минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.
вопросы 1 команде:
1. Игра в дошкольном возрасте -то - (ведущая деятельность детей).
2. Что такое - фонема? (звук).
3. Что такое дисграфия? (нарушение письма).
4. Каким цветом обозначается символ мягкого звука? (зелёным).
5. Назови пару звука Ш (Ж).
6. Приёмы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и. (косвенными).
7. Дайте характеристику звука М (согласный, твёрдый, звонкий, сонорный).
8. Назовите часть речи обозначающее признак предмета (прилагательное).
9. Подберите синоним у слову ИГРА (забава, развлечение).
10. Назовите звук по его характеристике - согласный, твёрдый, глухой, свистящий (С).
11. Назовите всегда мягкие звуки (Й, Ч,Щ).
12. Сколько звуков в слове ШАЛЬ? (3).
13. Придумайте рифму к слову РЕБЕНОК.
14. Продолжите: одно дупло, два дупла, пять. (дупел).
15. Назовите наоборот слово "дорога" (огород).
16. Замените предложение пословицей: Не торопись, делай все аккуратно. (Делу время - потехе час).
17. Назовите 4-й звук в слове книга (Г).
18. Отгадайте загадку:
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. (Буквы).
19. Какую поговорку можно заменить одним словом "никогда". (Когда рак на горе свистнет).
20. Какое слово длиннее кошка или велосипед7 (велосипед).
Вопросы 2 команде:
1. Придумайте родственное слово к слову "игра" (игрушка, игрушечный.)
2. Что такое - дислексия? (Нарушение чтения).
3. Какая бывает речь? (Устная и письменная).
4. Чем отличается звук от буквы7 (Буквы мы пишем и видим, а звук мы слышим или произносим).
5. Каким цветом обозначается символ твёрдого звука7 (Синим).
6. Назовите буквы, которые не обозначают звука (Ь,Ъ).
7. Назовите часть речи обозначающую действие предмета. (Глагол).
8. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт, бант.).
9. Назовите звуки аффрикаты (смычно-щелевые Ц-Ч).
10. Дайте характеристику звука Рь (согласный, мягкий, звонкий, сонорный).
11. Подберите антоним к слову "интересный" (скучный, нудный).
12. Назовите наоборот слово 2норов" (ворон).
13. Сколько букв в слове ПАЛЬТО? (6).
14. Отгадайте загадку: Его можно дать, и в то же время сдержать, что это? (Слово).
15. Назовите звук по характеристике - всегда согласный, звонкий, мягкий (Й).
16. Назовите второй слог в слове "игрушка" (иг-руш-ка).
17. Замените предложение пословицей: Учись всю жизнь. (Век живи, век учись).
18. Вспомни всю поговорку по её началу: Слово не воробей. (вылетит, не поймаешь).
19. Сколько звуков А в слове АНАНАС (3).
20. Назовите парный согласный звука Ф (В).
Вопросы 3 команде:
1. Назовите нарушения письменной речи? (Дисграфия, дислексия).
2. Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц).
3. Назовите буквы, которые состоят из 2-х звуков (Я,Ё, Ю,Е).
4. Подберите рифму к слову "игра".
Продолжите правило: Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с. (согласного).
6. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко, ёлка, юбка.).
7. Назовите, к какой части речи относятся слова : игра, игрушка (существительное).
8. Каких звуков больше гласных или согласных в слове "игрушка" (согласных).
9. Назовите наоборот слово "ропот" (топор).
10. Где стоит звук Нь в слове "Осень" (в конце).
11. Какими бывают слоги? (открытыми и закрытыми).
12. Сколько слов в предложении? На клумбе растут розы (4).
13. Назовите звук по его характеристике: согласный, свистящий, глухой, всегда твёрдый (Ц).
14. Продолжите пословицу: Грамоте учиться. (всегда пригодится).
15. Продолжите одна цапля, две цапли, пять. (цапель).
16. Выбери слово, которое начинается на звук А: А) облако; Б) очки; В) остров. (Очки).
17. В слове КОТ и в слове МЯУ по 3 звука. Одинаково ли количество слогов? (Нет).
18. Каким цветом обозначается символ гласного звука? (Красным).
19. Сколько звуков в слове ЮЛА? (4).
20 Подберите антоним к слову УМНЫЙ. (Глупый).
4 конкурс
Каждая команда получает атрибуты к играм, необходимо назвать игру, определить цель игры, описать ход игры.
1 карточка
Назовите игру, определите цель данной игры, опишите ход игры.
1. Оборудование: Силуэты матрешек разного роста с наклеенными на них буквами
2. Оборудование: Карточки с буквами, на каждой букве наклеена фея.
2 карточка
Назовите игру, определите цель данной игры, опишите ход игры.
1. Оборудование: 3 корзинки с наклеенными на них схемами слогового анализа, картинки с изображением овощей и фруктов.
2. Оборудование: Лепестки ромашки с наклеенными на них картинками, желтые сердцевины цветка с наклеенными на них схемами предлогов.
3 карточка
Назовите игру, определите цель данной игры, опишите ход игры.
1. Оборудование: карточки с изображением картинок, карточки со звуковым анализом слов.
2. Оборудование: две корзинки с наклеенными на них буквами С, Ш, силуэты яблок с наклеенными на них картинками, в названии которых есть звуки С,Ш.
Динамическая пауза
Командам предлагается придумать и провести физминутки в которых формируются пространственные представления у детей.
5 конкурс "Творческий"
Командам предлагается придумать дидактические игры для профилактики нарушений письменной речи, из предложенных материалов.
Ведущий: Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаем вам написать синквейн к слову игра.
Все команды получают карточки с порядком написания синквейна.
Синквейн состоит из пяти строк.
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Подведение итогов.