ольга бородина
Приёмы постановки звука [Р] для подготовительной группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Преодоление фонетических нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Приёмы постановки звука Р. Боковой ротацизм»
Тема: Звук Р
Занятие проводится с воспитанницей подготовительной группы (ОНР 3 ур.)
Цель: Постановка звука Р, формирование навыков самоконтроля.
План
1. Артикуляционные упражнения
2. Массаж языка
3. Постановка звука
4. Домашнее задание
Ход занятия.
Организационный момент.
Публикация «Приёмы постановки звука [Р] для подготовительной группы с ОНР» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
1. а/ Артикуляционные упражнения, направленные на закрепление правильного положения языка
Кончик языка находится наверху, упирается в альвеолы (бугорки).
Положение губ (рисунок в тетради ученика)
• Мыть потолок. Открыть рот. Кончик языка продвигается от верхних зубов до мягкого нёба и обратно.
• Лошадка. Щёлкать языком и присасывать спинку языка к нёбу.
• Грибок. Щёлкать медленно. Подъязычная связка натягивается. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счёт) с хорошо видимой подъязычной связкой.
б/ Артикуляционные упражнения, направленные на устранение причины дефекта произношения, на укрепление той стороны языка, которая не участвует в работе или ослаблена и работает недостаточно.
Если при произнесении звука кончик языка смещается вправо, то артикуляционные упражнения нужно делать в левой щеке или наоборот в правой при смещении языка влево
• Мыть стенку в домике. Движения кончика языка по внутренней стороны щеки.
• Орех. Кончик языка с силой упирается во внутреннюю сторону щеки.
• Цыплёнок. Кончик языка с силой быстро стучит по внутренней стороне щеки.
2. Массаж языка
Проводится зондом или шпателем.
• Пиление
• Постукивание
• Поглаживание
С платочком
• Вытягивание
• Разминание
• Закручивание
3. Постановка звука
Вызывание вибрации кончика языка.
Поднять язык к нёбу, до предела растянуть «уздечку». Плотно прижать к нёбу боковые края языка. Вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Можно использовать механическую помощь (соску или шариковый зонд).
Научить ребёнка на уроке следующим упражнениям и отработать их дома.
• Барабан. Кончиком языка ударять по бугоркам (альвеолам) с произнесением звуков т-т-т или д-д-д
• Пальчик, подержи язычок. Указательным пальцем слегка прижать кончик язычка к альвеолам.
Это упражнение позволяет удерживать язык в нужном положении (посередине) и не даёт язычку сместиться в сторону.
• Заведи моторчик. Пальчик прижимает язычок. При произнесении звука д-д-д, ж___, или дж___ на выдохе убрать пальчик изо рта, попытавшись вызвать вибрацию кончика языка.
4. Итог занятия.
АНАЛИЗ
Занятие по постановке звука «Р» проводилось с ребёнком, имеющим сложный по структуре дефект. Этому предшествовал подготовительный этап из 4 занятий (постановка звука по подражанию, дыхательная гимнастика, игры на определение наличия звука в слове). Ребёнок (девочка Катя) – живой, непоседливый ребёнок, но учителю-логопеду удалось с помощью игрового момента (мягкая игрушка - собачка) привлечь внимание ребёнка и провести с ней артикуляционные упражнения, направленные на закрепление правильного положения языка, но при выполнении артикуляционных упражнений, направленных на устранение причины дефекта произношения, на укрепление той стороны языка, которая не участвует в работе или ослаблена и работает недостаточно, девочка отвлекалась, была несобранной. Видимо она устала. Количество упражнений было слишком большим.
При проведении массажа языка были соблюдены гигиенические нормы. Девочка вела себя терпеливо, вероятно, потому что она сменила место и позу (лёжа на кушетке). Логопед ласково общалась с ребёнком. Девочка старалась выполнять задания. Логопед подвела итог, собачка похвалила девочку за старание. Занятия будут продолжены. Домашнее задание есть у ребёнка в тетради, родители ознакомлены с тем, как нужно выполнять упражнения.