Ирина Новикова
Приёмы и методы руководства дидактическими играми
▼ Скачать + Заказать документы
Приёмы и методы руководства дидактическими играми.
Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра становится методом обучения и принимает форму дидактической. В такой игре воспитателю необходимо познакомить детей с правилами, игровыми действиями, научить, как их надо выполнять.
С помощью дидактической игры дети приобретают новые знания, получают много информации. И это очень важно для их развития.
Публикация «Приёмы и методы руководства дидактическими играми» размещена в разделах
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес у детей к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами : использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса. Секрет успешной организации игры заключается в том, что обучая детей, сохраняется игра как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
С самого начала и до конца игры необходимо воспитателю активно вмешиваться в её ход: отмечать удачные решения ребят, поддерживать шутки, подбадривать застенчивых, вселять в них уверенность в себе.
Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, можно использовать фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
Планируя работу с детьми, надо так подбирать те дидактические игры, которые можно применить в образовательной деятельности, для закрепления нужного материала. Также продумывать и определять место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приёмами обучения и воспитания детей.
По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:
• действовать по очереди;
• отвечать, когда спрашивают;
• слушать товарища;
• не мешать другим в игре;
• выполнять правила;
• честно признаваться в ошибке и другое.
При проведении дидактической игры учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – лёгкую; застенчивого ребёнка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.
Сообщая правила игры, формулировать их кратко и чётко. В ходе игры выступать в роли участника игры, направляя игру репликами, вопросами, незаметно поддерживая инициативу детей, усиливать более слабых и поощряет их успехи, создавать условия для проявления самостоятельности.
Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер. В конце игр воспитателю необходимо поддерживать интерес к дальнейшей игре, так как каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач.
Дидактические игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребёнок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Литература
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – М., 1982.
2. Воронова В. Я. Дидактические игры старших дошкольников. – М. : Просвещение, 1986.
3. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. – 2005.- №4.
4. Крюкова Л. А. Дидактические игры в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2000. - №4.