Жижина Ольга
Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста»
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Использование нетрадиционных методов оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
Необходимо помочь ребёнку преодолеть нарушение речи, так как тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребёнка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей действительности.
В своей работе используем нетрадиционные методы и приёмы оказывающие наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Используем в комплексе пальчиковую гимнастику, самомассаж, игры с прищепками, упражнения на развитие речевого дыхания, физиологического дыхания, игры на развитие голосовых возможностей, развитие артикуляционного аппарата.
1. Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность.
В своей работе используем приёмы парадоксальной гимнастики А. Н Стрельниковой основана на максимально активном вдохе и пассивном выдохе. Каждое упражнение выполняется 8 раз. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. Вот некоторые упражнения.
1 «ЛАДОШКИ» И. П: встать прямо,поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2 «ПОЯСОК» И. П: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого, шумного вдоха носом силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить на выдохе вернуться в исходное положение.
3 «УШКИ» И. П. Встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плеч- короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову
влево- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.
2. Мелкая моторика. Актуальной становиться проблема использования разнообразных развивающих упражнений, игр по совершенствованию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики используются новые упражнения, игры с пальчиками, самомассаж. Такие упражнения помогают ребёнку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Существуют разные упражнения самомассажа.
Массаж пальцев с большого до мизинца, сопровождается весёлыми рифмовками.
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими, резиновыми шариками, мячами.
Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами.
Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определённом положении в правой и левой руке.
3. Артикуляционная гимнастика. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторике.
4. Аромо и музыка терапии. Аромотерапия оказывает положительное влияние на состояние физической, интеллектуальной, эмоциональной сферы человека. Эфирные масла действуют как укрепляющие, успокаивающие, стимулирующие циркуляцию мозгового кровообращения. Каждое эфирное масло оказывает своё воздействие на организм.
Аромотерапию часто применяют в сочетании с музыкотерапией.
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
На занятиях можно использовать приёмы музыкотерапии : прослушивание музыкальных произведений, например во время штриховки или рисования на занятии, пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение, выполнение упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики, ритмические движения под музыку.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего состояния детей, развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции.
Таким образом, в процессе коррекционно - развивающей работы, включающий нетрадиционные формы обучения создаются благоприятные условия для профилактики и коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах.