Ирина Седова
Приёмы формирования самооценки достижений предметных результатов у обучающихся школы VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Биология, как учебный предмет, вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
В результате изучения естествоведческого курса, обучающиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. А так же должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Работа педагогов коррекционной школы (интернат)
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Всем очевидно, что состав обучающихся коррекционной школы довольно разнородный, интеллект снижен в различной степени. Это само по себе предполагает предъявления дифференцированных требований к успехам обучающихся.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника в условиях внедрения ФГОС не может ограничиваться только проверкой и оценкой его деятельности со стороны педагога. Более важной задачей современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Благодаря действию самооценки обучающийся определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач.
Алексей Николаевич Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.
Для формирования у обучающихся положительной мотивации и адекватной оценки результатов своей деятельности на уроках биологии мной применяются различные приёмы формирования самооценки и самоконтроля.
ЗА СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ СТАВЛЮ ОЦЕНКУ….
«5»
- работал весь урок активно, не отвлекался;
- ответил на все вопросы, ответы были полными;
- все задания в тетради выполнил правильно и аккуратно;
«4»
- работал на уроке активно, но иногда отвлекался;
- ответил не на все вопросы, ответы состояли из 1-2 слов;
- работа в тетради выполнена не очень аккуратно, допустил ошибки;
«3»
- на уроке отвлекался, редко принимал участие в работе;
- ответил на 1-2 вопроса односложным ответом;
- работа в тетради выполнена с ошибками, не аккуратно, выполнил не все задания.
Устная самооценка работы на уроке (критерии оценивания)
Приём «Смайлик» - оценивание свой работы в тетради.
Прием «Волшебная линеечка» - обучающиеся на полях тетради рисуют линейку и отмечают, как оценивают свою работу.
Прием «Лестница успеха» помогает обучающимся определить, на какой ступеньке он находится.
Прием «Дорожка успеха» после выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается отметить, на каком этапе они находятся.
Прием «Светофор» - это оценивание выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.
Прием «Незаконченное предложение». Учащимся необходимо выбрать близкое его состоянию начало и продолжить высказывание:
– на сегодняшнем уроке я понял / я узнал / я разобрался…
– на этом уроке меня порадовало…
– я похвалил бы себя за…
– особенно мне понравилось…
– я сумел…
– было интересно…
– было трудно…
Прием «Кто сможет?» Учитель говорит задание и спрашивает «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность. Учитель спрашивает «Ты справился с заданием?» То есть ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.
Прием «Своя валюта». Этот прием используется для оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов. В классе вводится своя денежная единица: например, жетон. Чтобы перевести валюту в отметку, нужно набрать определенное количество жетонов.
Прием «Фронтальная самооценка»
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому было трудновато?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Прием «Сосед по парте»
Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.
Прием «Сигнальные карточки». Самооценка ведется с помощью сигнальных разноцветных карточек.
Прием «Ладошки». С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони. Подходит для оценивания устных ответов.
Перечисленные приемы формирования самооценки помогают обучающимся активно включаться в процесс обучения, повышают интерес к получению новых знаний и существенно влияют на атмосферу урока, ведь как известно, самый большой страх у обучающихся – это страх проверки знаний.
Современная школа и современный урок должны быть направлены на формирование гармоничной личности, а это значит, что необходимо в каждом ученике развивать как когнитивную, так и эмоциональную сторону самооценки.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Гладкая И. В. Оценка образовательных результатов школьников.
СПб, 2008
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 3 частях. Под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2010
5. Оценка без отметки. Под редакцией Г. А. Цукерман, 1999
6. Контроль и оценка как учебные действия ребёнка. Цукерман Г. А., Москва, АПКиПРО, 2004
7. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1–6-х классов в процессе учебной деятельности. Шакура, С. Д. ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011.
8. Некрасова Т. В. Учёт достижений учащихся в ходе педагогического управления процессом их личностного развития //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004 № 6
9. Телеева Е. В. Современные средства оценивания результатов обучения : учебн. пособие / Е. В. Телеева. – Шадринск: Изд-во Шадрин. пед. инст, 2009.