Татьяна Плотникова
Привитие любви к малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям – к отцу, матери, бабушки, дедушки. Дети должны знать свои корни, связывающие его с родным домом. Для этого мы предложили ребятам вместе с родителями генеалогическое древо, ребята рисовали семейный герб, придумывали девиз семьи. Для того, чтобы лучше узнать семьи, мы предложили выпускать газеты на темы: «Семья на отдыхе», «Моя дружная семья», «Любимые занятия моей семьи».
Публикация «Привитие любви к малой Родине» размещена в разделах
Детям нашей группы очень нравится праздник «День матери». Мы с ребятами для мам накрываем сладкий стол, готовим концерт, проводим игры, конкурсы, в которых принимают участие и родители. Все это проходит в теплой, уютной обстановке. В конце развлечения дети дарят мамам и бабушкам подарки, приготовленные своими руками. На этом празднике дети прославляют женщину – мать.
Очень нравятся детям спортивные праздники: «мама, пап, я – спортивная семья», «Наша семья любит спорт». С чувством гордости за свою семью, за своих родных дети получают награды.
Родной город!
Нужно показать ребенку достопримечательности, памятники, познакомиться с историей города, с лучшими людьми. Эту задачу выполняли, посещая музей, библиотеку, художественный салон, проводили экскурсии к памятникам.
Интересно прошел вечер поэзии, на котором выступали поэты и писатели земляки. Ейчанка поэтесса Н. Цверева читала свои стихи, написанные детям. Очень понравилось ребятам стихотворение «Солнышко», оно написано о нашем детском саде и о наших ребятах.
Следующий этап – это знакомство детей с родным краем. Необходимо показать красоту, богатство нашего края. Рассматривая иллюстрации и картины мы знакомимся с природой нашего края, полезными ископаемыми, с тем, чем занимаются люди на Кубани.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали мыслительную активность детей. Для этого используем приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Предлагаем найти ответы в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.
Большое внимание уделяем знакомству с историей нашего края. На развлечении «Кубанские посиделки», «Осень на Кубани» рассказываем о нашем крае, о традициях. Ребята знакомятся с кубанскими пословицами, поговорками, подвижными играми.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару, “Кто больше скажет?” (волшебных слов, “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д., “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно-патриотических качеств у дошкольника. Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются моими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них, есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь Научить это любить!”
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к малой Родине.