Мария Федорова
Формирование любви к малой Родине у дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
1-4. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку.
История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок».
Это — совокупность наследства, оставленного нам предками.
Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.
Публикация «Формирование любви к малой Родине у дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.
Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. И все это богатство «бабушкиного сундучка» мы должны передать нашим детям.
5-6. Патриотическое воспитание – актуальна ли эта тема для работы с дошкольниками? Она актуальна, как никогда. Ведь мы не хотим, чтобы наши дети выросли безразличными к своей родине людьми. Необходимо сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей,- это предстоит сделать нам – взрослым.
Малая родина… Как хочется произносить эти слова нежно, с любовью, бережно. Малая родина, что мы, взрослые и дети, знаем о ней?
Как оказалось, совсем немного. Вот мы и решили, побеседовав с родителями и детьми, начать проект «Моя малая родина», искать ответы на возникшие вопросы. Ведь проектная деятельность дает большие возможности в развитии и воспитании ребенка, в просвещении родителей и педагогов.
7-8. Цель и задачи нашего проекта - это не только дать детям определенные знания, но и сформировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к семье, детскому саду, родному дому, городу; воспитать любознательных и наблюдательных, коммуникативных, инициативных, интеллектуальных и просто добрых и отзывчивых людей.
9. Наш проект – комплексный. Он носит информационный, практико-ориентированный, творческий характер и реализуется в течение одного года. Участвуют в этом проекте и педагоги, и дети, и их родители, и близкие люди, а также: Центр детского творчества, краеведческий музей, школа искусств, образовательные школы, библиотеки города, Дом культуры.
10-13. Работа в ходе проекта была организована поблочно. Все те-матические блоки дали возможность постепенно, системно знакомить детей и родителей с малой родиной. Разве можно двигаться дальше, не узнав много нового о семье, своем родном детском садике, не похва-литься своим домом и любимой улицей, где бегаешь с друзьями, не по-любоваться красавицей-природой. А как здорово провожать Масленицу и колядовать на Святки, гордиться родным городом и земляками, прославившими родной край.
Интеграция всех образовательных областей в ходе реализации проекта позволила привлечь внимание детей к изучаемой теме, заинте-ресовать их, дала им возможность проявить себя в разных видах дея-тельности.
14-15. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому работе с родителями уделялось много внимания. Она велась в нескольких направлениях и предполагала выявление потребностей, интересов и способностей родителей; проводились анкетирование, тестирование, опросы, беседы коллективные и индивидуальные, дискуссии на различные темы. Это презентации по теме проекта, встречи с интересными людьми, с работниками библиотеки, экскурсии по городу, знакомство с творчеством писателей, художников, поэтов Дмитриевского края, обмен информацией.
Родители стали активными участниками праздников, развлечений, с удовольствием принимали участие в совместной с детьми художественно-продуктивной деятельности.
16. Работа над проектом проходила в несколько этапов: подготовительный, исследовательский и обобщающий.
17-19. В ходе подготовительного этапа мы совместно с детьми и родителями решали, что мы хотим узнать и что нам для этого нужно, осуществлялась подборка полезной информации по теме проекта, необходимой литературы, создавался мини-центр по патриотическому воспитанию, намечался план проведения экскурсий («Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», обсуждались формы работы с детьми и родителями в процессе реализации проекта (выбирались наиболее интересные для них).
20-24. Исследовательский этап очень интересен для всех, ведь в процессе этого этапа узнаешь столько интересного, нового, порой удивительного. Узнавали не только дети, но и мы – взрослые. Увлекательные экскурсии по городу во все времена года, частые посещения краеведческого музея, где мы всегда желанные гости очень нравятся детям. Это не бездумное хождение по залам, а тематические посещения, выставки музея, Центра детского творчества, детской школы искусств - это то немногое, что узнали и с чем познакомились наши дети. Во время экскурсий дети учились наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Вместе с музыкальным руководителем Рагулиной С. В. дети разучивали хороводы, танцы, песни, а потом учили своих родителей, проводились беседы с использованием ИКТ, рассказывалось об интересных фактах и событиях, об известных земляках, создавались с помощью родителей альбомы «Моя семья», «Наша группа», «Выходной день в семье», генеалогические древа и гербы семей, проводились викторины «Моя малая родина», «Что? Где? Когда?», видео викторина для родителей «Мой город – сегодня и вчера».
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению темы проекта продолжалась и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях.
Свои впечатления дети отражали в рисовании, аппликации, конструировании, изготовлении макетов и подарков
Особое внимание уделялось Великой Отечественной войне и ее героям. Стали традицией посещения памятников войны 9 Мая, приглашение ветеранов на праздники, изготовление подарков для них. Проводились выставки, совместные просмотры фильмов, слушание и пение фронтовых песен, спортивные соревнования.
25-27. Обобщающий этап - это анализ и обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта, закрепление знаний и поведенческих навыков детей; это то, что мы узнали, что сделали доброго и полезного для семьи, детского сада, родного города, природы, благодаря проекту. Конечно, мы многое узнали, многому научились. Наша проектная копилка пополнилась макетами, плакатами, рекламами, альбомами «Город на Свапе», «Гербы Курской области», «Мы ими гордимся» и др., родителями создана книга рассказов и сказок. Все вместе мы участвовали в выставках «Нет города лучше на свете!», «Война. Победа. Память», областном конкурсе «Страна детства», праздниках «Наша дружная семья», «День города», «Богатырская сила», создан замечательный мини-центр по патриотическому воспитанию и еще многое другое.
28. Стали ли мы: дети, воспитатели, родители,- лучше, умнее? Проведя мониторинг, могу сказать, что да. Но сколько еще предстоит узнать!
Хотелось бы, чтобы мои воспитанники любили, чувствовали, видели, слышали, познавали, берегли свою малую родину и обязательно гордились ею. А проект «Моя малая Родина» закончить невозможно. Ведь время движется вперед, все меняется. Изменится и наш город, и наша страна, и уже наши воспитанники будут рассказывать своим детям о своей малой родине –городе Дмитриеве и большой Родине –России.
29. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы,
ее красоты, ее богатства.
30. Благодарю за внимание!