Лидия Калачева
Из опыта работы восприятия музыкальных произведений в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
«Природа в музыке композиторов»
(Из опыта работы восприятия музыкальных произведений в детском саду «Колокольчик» п. Серидейский Сухинического района)
Музыкальный руководитель : Калачева Л. А.
28 марта 2017 г.
Темочки:
Музыкальные произведения дают детям представление о музыке как средстве познания действительности, отражения в ней жизни и чувств человека. Необходимо дать элементарные представления о связи музыки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает мысли и чувства человека, то, что его радует и печалит, что его окружает
«Природа и музыка» тема, в которую мы объединяли музыкальные произведения. Например, можно сравнить пьесы с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений. Сюда могут войти «Утро» С. Прокофьева и «Зимнее утро» П. Чайковского. Первая пьеса спокойная, светлая, а вторая – хмурая, вьюжная, тревожная.
В пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. В музыке все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках – сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет. В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх. Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость.
Когда дети слушали пьесу П. Чайковского «Зимнее утро», то в их воображении возникала картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревожено, смятенно, то жалобно. Мы прочитали детям три стихотворения, чтобы они сравнили их с музыкой и сказали, каким музыкальным произведениям они близки. Первое стихотворение написано русским поэтом И. С. Никитиным «Утро», дети отмечали, что оно близко по духу «Утру» С. Прокофьева. В пьесе Прокофьева изображается восход солнца. В ней звучат, то темные, сумрачные, то светлые интонации. И стихотворение И. Никитина начинается, со слов «Звезды меркнут и гаснут».
Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на русскую народную песню. И в стихотворении И. Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.
В стихотворении С. Есенина изображена совсем другая картина природы:
Поет зима, – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Она близка «Зимнему утру» П. Чайковского. В музыке П. Чайковского, как и в стихотворении С. Есенина изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная, иногда жалобная. В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней…
А вот еще одно стихотворение С. Есенина:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Это стихотворение мы предлагали детям сравнить с пьесой С. Прокофьева «Утро». В своих суждениях они отмечали, что в этом стихотворении, как и в музыке С. Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, а настроение его – приветливое, задушевное. Кроме этого мы использовали репродукции картин художников с изображением восхода солнца, разные по настроению.
Великий русский композитор М. П. Мусоргский во вступлении к опере «Хованщина» очень интересно, своеобразно изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал «Рассвет на Москве-реке». Это пример изумительной «музыкальной живописи» – изображения в музыке просыпающейся русской природы. Слышатся крики петухов, видится восход солнца. Звон колоколов, с которых начиналось раньше утро, созывает людей в церковь. Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, ее могущество, несокрушимость.
Картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон.
В самом начале мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы (звучит фрагмент). Дрожащие, нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент).
Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики – огоньки игриво отражаются в воде. Эта музыка повторяется дважды : сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблескивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встает перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.)
В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.)
А как тепло после сурового колокольного звона поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей части.) Мелодия поднимается вверх и расцветает. Скрипки и флейты звучат светло и нежно. Отдельные отрывистые звуки, словно капли или блики на воде, заканчивают вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». (Звучит фрагмент, затем произведение целиком.)
Детям было дано задание сравнить это произведение с другим, имеющим похожее название – «Утро» норвежского композитора Э. Грига. «Утро» – это тоже, как и у М. Мусоргского, вступление к большому произведению – к четвертому действию драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт».
В «Утре» мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели. Флейта – более тоненькую свирель, а гобой – звучащую чуть ниже. С разговора этих двух инструментов начинается «Утро» Э. Грига. (Звучит запись.)
Середина произведения звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.
Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Э Григ эту чудесную картину! (Фрагмент средней части звучит повторно).
Третья часть опять звучит, успокоено, заворожено, мечтательно, нежно. В самом конце слышны щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки.
Дома дети рисовали чудесную картину восхода солнца такой, какой они услышали ее, слушая вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке» или «Утро» Э. Грига.
Картина застывшей перед грозой природы изображается в произведении замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года». «Времена года» - это четыре концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Слово концерт в переводе с латинского языка означает «состязание», а с итальянского – «согласие». В концерте соревнуются солист (в этом концерте скрипка) и оркестр. Но их совместная игра образует и гармоничное целое – согласие.
Вторая часть концерта «Лето» изображает жаркий, душный летний полдень, когда природа затихла перед грозой.
Слышится то жалобно-грустное настроение, (скрипка звучит, как плач, то встревоженное, мятежное (играет весь оркестр) – издали все яснее и яснее доносятся раскаты грома.
Третья часть этого концерта изображает саму грозу. Как грозно, хмуро, сурово, порывисто звучит музыка. Все вокруг заметалось, летят вихри, завывает ветер. Жалобно поют скрипки.
Сам Антонио Вивальди написал стихи, в которых раскрыл то, что, стремился выразить в музыке :
Ах, человеку каждому знакома
Боязнь небесных молнии и грома,
Когда над головой ревет судьба.
Нам страшно от ее разноголосья.
На тучных нивах буря рвет колосья,
И на колени падают хлеба.
В стихотворении чувствуется смятение, страх от разбушевавшейся стихии. И музыка порывистая, взволнованная, драматичная, суровая. Так ярко видишь перед глазами природу в ненастье: стремительные, грозные порывы ветра гнут деревья. Музыка то вдруг становится жалобной, стонущей, то снова стремительной, хмурой, вихревой. В ней ярко передано настроение душевного смятения, которое созвучно картине бури в природе. Мы использовали репродукции картин художников по этой теме. Дома детям было дано задание нарисовать то, что они услышали в музыке.
Детям предлагалось сравнить контрастные произведения, близкие по названиям. Это были два произведения П. И. Чайковского. Одно – вокальное, из цикла «Детские песни», песня «Осень» на стихи русского поэта А. Плещеева. Другое – инструментальное. Это пьеса для фортепиано из цикла «Времена года» – «Ноябрь. На тройке».
После прослушивания этих произведений дети отмечали, что песня «Осень» грустная, печальная, жалобная. А пьеса «На тройке» – светлая, полетная, раздольная. Поздней осенью, когда уже чувствуется дыхание зимы, выпадает снег. Раньше зимой катались на тройке, привязывали под дугой колокольчики. Со звоном ехать веселее, а в пургу, в непогоду со звенящими колокольчиками легче было не сбиться с дороги.
В пьесе П. И. Чайковского «На тройке» передана картина поздней осени, когда снег уже выпал, но нет еще лютых, сердитых морозов. Искрится первый пушистый снежок, который укрыл уже как покрывалом землю, и уже можно прокатиться на тройке под звон переливчатых колокольчиков. Колокольчики слышны в середине и в конце. Характер средней части пьесы веселый, игривый. Слышится резвый топот коней и позвякивание колокольчиков. А в третьей, последней, части колокольчики уже не позвякивают, а заливаются во всю – тройка «помчалась». (Звучит фрагмент третьей части).
Мелодия первой части повторяется, но если в начале она звучала мечтательно, нежно, то теперь, в третьей части пьесы, она становится восторженной, сопровождается звоном веселых колокольчиков. Тройка удаляется все дальше и дальше. Музыка затихает, слышны отрывки мелодии. Тройка умчалась. На занятии мы использовали репродукции картин осенних пейзажей, стихотворения поэтов, песни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Восприятие музыки. Сборник статей. М. : Музыка, 1980.
2. Васина-Гроссман В. А. Первая книжка о музыке. –М., 1979.
3. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество.
художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
4. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей : в 2-х ч.
Ч. 1: Учебное пособие для вузов. – М. : ВЛАДОС, 1997.