Приложение МААМ

Природа как средство сенсорного развития детей раннего возраста (из опыта работы)

галина спирина
Природа как средство сенсорного развития детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из основных условий сенсорного развития детей раннего возраста является знакомство с природой, которая способствует образованию в их сознании реалистических познаний об окружающих предметах и явлениях, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней. На основании теоретического изучения проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста была сконструирована и апробирована система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе общения с природой.

Публикация «Природа как средство сенсорного развития детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой, ее явлениями и предметами осуществлялось по нескольким направлениям: в ходе занятий по сенсорике, наблюдений, самостоятельной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, в процессе игр-экспериментирований.

Учитывая, что мышление маленьких детей наглядно-действенное, знакомить с сенсорными эталонами необходимо на реальных натуральных предметах, которые можно потрогать, понюхать, увидеть, услышать.

Был разработан перспективный план по сенсорному развитию детей раннего возраста, куда вошли занятия с использованием природного материала.

В ходе образовательной деятельности «Кто у нас на подоконнике живет?» в уголке природы наблюдали за зелеными перышками лука, распустившимися зелеными листочками веточек тополя, поставленных в воду, рассматривали окраску и размер листьев комнатных растений. Предлагали детям сравнить на ощупь листочки бегонии, фиалки, фикуса, найти свойства, отличающие их друг от друга «гладкий, шершавый, жесткий, мягкий». Предлагали закрыть ладошкой лист фикуса и герани, обращая внимание на их сенсорные характеристики : «высокий и низкая, большой – маленькая». Отмечали, что у герани есть цветочки, а у фикуса – нет. В ходе наблюдений за комнатными растениями обеспечивали эмоциональную и речевую активность детей.

В процессе образовательной деятельности «У нас в гостях кукла Катя» обращали внимание детей на свойства песка, камней, воды. В игре «Пирожки для куклы Кати» закрепляли представления малышей о свойствах песка: сухой песок пропускаем через трубочки, он сыплется, шуршит; из мокрого песка «печем» пирожки. Для накапливания знаний о свойствах воды: чистая, теплая, холодная проводили игру «Купание куклы Кати».

В рамках темы недели «Веселые овощи» проводили игру «Подбери такой же», которая способствовала формированию умения ориентироваться в трех цветах реальных объектов. Дети к карточкам красного, желтого, зеленого цвета подбирали овощи нужного цвета (перец, помидор, огурец) и называли их.

Побуждая детей находить и различать цвет предметов, организовывали в процессе образовательной деятельности «Чудесный урожай» игру «Найди пару», по правилам которой ребенок должен выбрать яблоко соответствующего цвета из разложенных на столе яблок красного, зеленого, желтого цвета.

Создавая игровую ситуацию «Помоги кукле разложить фрукты», учили детей соотносить предметы по форме. В круглую тарелку нужно положить фрукты круглой формы, в продолговатую тарелку – имеющие овальную форму.

Для формирования умения различать и группировать однородные предметы в процессе образовательной деятельности «Золотой ковер» организовывали игры «Найди такой же листочек», «Соберем осенние листочки». В ходе игры детям показывали желтый или зеленый, кленовый или березовый, большой или маленький листочек и побуждали подбирать такие же предметы по форме, величине и цвету. Дети раскладывали предметы по пластмассовым контейнерам.

Эффективным способом знакомства с окружающими предметами и явлениями являются наблюдения во время прогулок.

Во время наблюдений знакомили детей не только с характерными особенностями каждого сезона, но и сенсорными характеристиками природных явлений и предметов.

Обращали внимание детей на цветовую гамму и форму осенней листвы. С целью формирования умения ориентироваться в цвете, форме и величине, проводили игру «Осенний букет», где предлагали малышам собрать три букета с листьями одного цвета: желтого, зеленого, красного цвета или собрать букет кленовых, березовых, дубовых листьев. Объясняли детям, что листья могут быть одного цвета, но разной формы и наоборот, одной формы, но разного цвета.

На прогулке рассматривали с детьми деревья, обращая внимание на толщину их ствола. Пробовали обхватить ствол руками. Опытным путем выясняли, что ствол толстого дерева можно обхватить, вдвоём, втроём, а тонкий ствол можно обхватить даже одной рукой. Для формирования умения ориентироваться в величине, организовывали подвижную игру «Раз, два, три к толстому (тонкому) дереву беги!». Затем обращали внимание детей, что деревья разные по высоте: низкие и высокие. Богатейший материал, полученный в процессе наблюдений, использовали в образовательной деятельности «Деревья осенью».

С интересом дети наблюдали за дождем, слушали, как гремит гром, как сильный дождь стучит по крыше. Музыка стихотворения, точно подобранные слова, образные выражения способствовали привлечению внимания малышей к природным объектам, развитию их наблюдательности.

Выходя на прогулку, обращали внимание на звуковые характеристики порывистого ветра, слабого ветерка: «Послушайте, как воет ветер, как свистит маленький ветерок»; на то, как шуршат сухие листья под ногами.

Запасали природный материал : желуди, каштаны, фасоль, камешки, ракушки, птичьи перышки, шишки, семена. В дальнейшем природные объекты были размещены в лоточки с прозрачными крышками по сенсорным признакам : цвету, форме, размеру, весу и т. д.

В группе была создана сенсорная коробка «Дары осени», цель которой направлена на различение предметов по форме, цвету, величине; на развитие тактильного восприятия с использованием природного материала. В коробку поместили фасоль, веточки рябины, каштаны, желуди, репейник, разноцветные листья. Ребенок мог потрогать, перекладывать осенние подарки, собрать букетик из осенних листочков, отрывать с веточки рябины по одной ягодке.

В процессе образовательной деятельности «Моя коллекция» проводилась игра «Разложи предметы», направленная на формирование умения различать и группировать предметы по величине. Дети раскладывали желуди, шишки в пластмассовые контейнеры для яиц, чередуя их по величине, комментируя «большая шишка, маленький желудь».

В игре «Самый – самый» обращали внимание на размер камешек. Сначала ребенок оперировал с маленькими камешками, складывая их в коробочку, затем с большими камешками.

Зимой дети знакомились со свойствами снега, смотрели, как он падает, наметает сугробы, разлетается от взмаха руки. Они тактильно ощущали, какой снег пушистый, легкий, холодный. В рамках темы недели «Белый снег пушистый» наблюдали с малышами, что происходит со снегом, если его положить на ладошку, полить на морозе водой, красили льдинки в разные цвета. С помощью таких опытов дети получали информацию о разных состояниях снега: лед – вода.

Зимой на участке висела кормушка, которую смастерили родители. Дети с радостью кормили голубей, воробьев, ворон, которые прилетали полакомиться хлебными крошками и семечками. После возращения с прогулки в процессе образовательной деятельности «Крылатые друзья» организовывали игру «Птичьи голоса» для закрепления умения узнавать неречевые звуки, используя аудиозапись.

Во внутреннем дворе детского сада растут елки. Дети раннего возраста с удовольствием рассматривали хвойные деревья, увешанные многочисленными шишками. С прогулки приносили еловые шишки, пополняя коллекцию игры «Чудесный мешочек». Материал наблюдений пригодился для образовательной деятельности «Зеленая красавица».

Весной наблюдали за цветущими деревьями. Показывали детям, как красивы белоснежная вишня и яблоня с розовыми цветками. Для ориентации в цветовой гамме проводили игру «С какого дерева цветок?»

Материал наблюдений использовали в процессе образовательной деятельности «Весна пришла!»

Дети активно принимали участие в игре «Что в мешочке?», в которой нужно на ощупь определить, что находится в мешочках. Малышам предлагались мешочки с разными наполнителями: крупой, косточками абрикоса, шишками.

Огромный простор для детского экспериментирования открывали игры с водой, песком. В играх-экспериментированиях с водой учили детей применять на практике приобретенные знания и умения: увлажняли песок, поливали водой растения, снег, удерживали воду песком, наблюдали, как идет дождь, высыхают вымытые игрушки на солнце. Привлекали внимание малышей к опыту с камешком «Что будет, если бросить в тазик с водой камешек? Он утонет или будет плавать?»

В ходе игры «Отгадай, что звучит» предлагали детям узнавать звук переливающейся воды, шорох листьев, стук шишек друг о друга, стук камешков, всплеск воды при падении предмета.

Таким образом, предложенная система работы способна сформировать сенсорные эталоны через процесс ознакомления с природой, помочь воспринять обилие качеств и свойств природных объектов, осознать связи и взаимоотношения природных явлений. Многообразие предметов природы поможет организовать увлекательную и полезную деятельность малышей.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природа как средство сенсорного развития детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 15 марта 2020 в 13:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природа как средство сенсорного развития детей раннего возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем галина спирина (УИ 248782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД