Юлия Ильина
Мастер-класс «Математические игры для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление родителей с играми математического содержания.
Задачи: повышать уровень знания родителей о значении и пользе совместных игр по развитию математических способностей.
Ход мастер-класса:
Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас у нас в гостях. Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс «….», где я вам постараюсь рассказать и показать, как заниматься, и играть со своими детьми в домашних условиях и не только. Как развивать интеллектуальные способности при помощи игр.
Дошкольный возраст это начало всестороннего развития и формирования личности. Программа нашего дошкольного образовательного учреждения предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращаем на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одной из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить навык детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Цели и задачи по каждой возрастной подгруппе меняются, усложняются. Для этого используют разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, игры. Игры с картинками, работа по картине, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное – это привить ребёнку интерес к познанию. Для этого занятия проходят в увлекательной игровой форме.
Младший возраст:
При изучении математики результатов можно добиться, используя развивающие игры. Можно использовать в работе в работе игры, сделанные своими руками, уже готовые игры, нетрадиционный материал и т. п. Часто для создания игровой развивающей ситуации нужно совсем мало. Сегодня я покажу и расскажу о простых и занимательных играх с обычными губками. Эти игры можно использовать в работе в младшей группе (3-4 года). Губки для мытья посуды. Бюджетный вариант игр на развитие внимания, мышления, цветового восприятия, моторики и т. п.
Оборудование: набор губок, лист бумаги, цветной картон, фигурки животных или герои из киндер сюрприза, машинки, коробочка, карточки с точками.
1 игра
«Найди нужный цвет» Берем разноцветные губки и ребенку нужно найти губку такого же цвета и положить сверху
2 игра
«Продолжи ряд»
Игра по схеме, ребенку нужно повторить то, в какой последовательности вы расположили губки
3 игра
«Найди место»
Вам понадобится лист бумаги с разноцветными квадратами. Ребенку нужно соотнести губки и квадраты на листе
4 игра
«Что дальше?»
Упражнение на последовательность. Строим башню. Какую губку (кирпичек) надо положить далее?
5 игра
«Найди лишнюю губку»
Из 4-х одна лишняя
6 игра (4+)
«Два цвета»
Понадобится лист с двухцветными квадратами. Ребенок находит нужную губку и кладет по цвету. Благодаря такой игре, ребенок учится проговаривать сложные цвета (красно-фиолетовый, желто-зеленый)
7 игра
«Прятки»
Игра на память. Ребенку нужно запомнить расположение губок, и сказать какая спряталась под коробкой
8 игра
«Сколько?» Лист бумаги с точками или картинками. Соотнести количество точек (или картинок) и поставить нужное количество губок (можно в последствии использовать лист с цифрами)
9 игра
«На- за- перед- между»
Игра на предлоги. Используем фигурки животных или игрушки из киндера.
10 игра
«Домик»
Карточки с точками ставим перед губками. Сколько точек, столько животных поселяется на губке.
Я вам продемонстрировала игры, которое можно сделать самим дома. Если говорить о готовых дидактических материалах, то для младшего возраста отлично подойдут игры на сортировку цветов и тд.
Средний возраст:
Особое внимание уделяется введению детей в мир логики, моделирования; умению пользоваться символикой, знаками, схемами; выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;
Знакомим с математическим содержанием, закрепляем его через самостоятельную поисковую и практическую деятельность;
Развивающие задачи решаем с учётом индивидуальных возможностей развития ребёнка;
дети, независимо от возраста, включаются в решение творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, установить соответствие.
Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением педагогического процесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности.
Предлагаю вам логико-математические игры и головоломки, которые влияют не только развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность дошкольников.
«Игры с палочками на пространственное преобразование»:
Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждом магазине (можно заменить на карандаши). Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
«Задачки-шутки»:
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
Игра «Зеркало»
«Представь, что перед тобой зеркало, кружки необходимо расставить так, чтобы они отражались в зеркале»
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Старший возраст:
Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных развивающих дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в весёлой, занимательной и доступной форме.
Применение дидактических игр:
• Повышает эффективность педагогического процесса;
• Способствуют развитию памяти, мышления;
• Влияют на умственное развитие ребёнка.
Дидактические игры и игровые упражнения:
• Игры с цифрами и числами;
• Игры путешествие во времени;
• Игры на ориентировки в пространстве;
• Игры с геометрическими фигурами;
• Игры на логическое мышление.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Практическое занятие с участниками мастер – класса
по использованию развивающих математических игр.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактический материал и игры-самоделки с математическим содержанием, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Есть такая китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование. Поэтому вашему вниманию предлагаю первую игру:
Дидактическая игра «Математические цветочки».
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры:
1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.
2. Закреплять состав числа в пределах 10.
3. Развивать память, сообразительность, логическое мышление.
4. Закреплять цвета спектра.
Материалы к игре: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.
Игровые действия:Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с цифры 1. Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием. Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка. Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, называть «соседей» числа, раскладывать число на два меньших.
Дидактическая игра «Математическая рыбалка».
Игра предназначена для детей подготовительной группы.
Цель игры:
1. Закреплять у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание.
2. Развивать внимание и сосредоточенность.
3. Словарная работа: учить отвечать на вопросы ведущего точным ответом, используя личные местоимения.
Материалы к игре:Плоскостные ведёрки (можно взять игрушечные ведёрки разного цвета) с наклеенной цифрой посередине (например, от 5 до 10, плоскостные фигурки рыбок разного цвета с наклеенным арифметическим действием на боку. Фигурки рыбок можно сделать плывущими в разном направлении (вправо, влево).
Игровые действия: Детям раздаются макеты ведерок с цифрами. Ведущий достает из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задает вопросы. Ответы должны быть построены соответственно заданному вопросу.
Например:
Вопрос: Это чья рыбка?
Ответ: Это моя рыбка.
Вопрос: Кому достанется эта рыбка?
Ответ: Эта рыбка достанется мне.
Вопрос: В чье ведро попадет эта рыбка?
Ответ: Эта рыбка попадет в мое ведро.
Вопрос: Эта рыбка из чьего ведра?
Ответ: Эта рыбка из моего ведра.
Дети должны мысленно составить ответ на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше.
Дидактическая игра «Составление и решение задач».
Игра предназначена для детей подготовительной группы.
Цель игры:
1. Закреплять у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание по сюжетным картинкам.
2. Развивать внимание и сосредоточенность.
3. Закреплять навыки счёта в пределах 10.
Материал к игре: Набор сюжетных демонстрационных карточек с арифметическими действиями, набор магнитных цифр и знаков (при этом варианте можно работать на магнитной доске).
Игровые действия: Детям предлагается выбрать любую карточку и составить задачу, используя цифры и знаки.
Дидактическая игра «Чудо-крестики».
Игра предназначена для детей среднего возраста.
Цель игры:
1. Развивать воображение, творческие и сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины).
2. Развивать память, внимание, мышление и речь.
3. Тренировать мелкую моторику руки, тактильно-осязательные анализаторы.
Материал к игре: Наборы игры «Чудо-крестики», альбом со схематичными рисунками двух вариантов: составных (части крестиков прорисованы, силуэтных (части крестиков не показаны). Можно использовать отдельные схемы - «Ракета», «Машина», «Повар», «Самовар», «Кружка» и т. д.
Можно с детьми во время игры использовать художественное слово (чтение стихотворений, потешек, чистоговорок, загадывание загадок).
1. Я спешу, как на пожар,
Нам прислали самовар
Вот он на столе стоит,
Озабоченно пыхтит! (Т. Ефимова)
2. К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете. (Я. Коваль)
3. Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда. (О. Повещенко)
Игровые действия:Дети выбирают в альбоме схематичный рисунок любой фигуры (или берут заданную схему) и на столе составляют фигуру из частей крестиков.
Дети постарше придумывают фигуры самостоятельно, складывают их из частей крестиков и дают название.
Математическая игра «Блоки Дьенеша»
Игра предназначена для детей среднего возраста.
Цель игры:
1. Развивать память, сообразительность, логическое мышление.
2. Развивать воображение, творческие и сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины).
Материал к игре: наборы «Блоки Дьенеша», разнообразные схемы к ним «Зайчик», «Мишка», «Машинка» и т. д. Для начала схемы могут быть цветные, далее – без цвета.
Игровые действия: Дети выбирают любую схему и выкладывают понравившуюся фигуру на столе. Выложенную фигуру можно также сопровождать художественным словом (загадки, стихотворения, потешки, чистоговорки и т. д.).
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных дидактических, логических, развивающих игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет создать условия для раскрытия и развития умственных способностей детей.
Использованиематематических игр помогает педагогу интересно и ненавязчиво закрепить у детей полученные знания, умения, навыки. В игру ребёнок включается с охотой и с желанием. Развитие познавательных способностей являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
«Нам необходимо добиваться того, чтобы игры и упражнения были не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребёнка, служили формированию его способностей» (А. В. Запорожец).
Я буду рада, если мой представленный опыт пригодится Вам для дальнейшей работы с детьми старшего возраста. Спасибо за участие!