Мария Умришова
Приобщение дошкольников к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщения дошкольников к народной культуре.
Актуальность. М. П. Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». Действительно, национальная культура каждого народа необъятна и уникальна. Тысячелетиями складываются жизненный уклад, нормы поведения, мировоззрение, искусство и ремёсла. История отмечает всё, что противоречит здравому смыслу и складу национального характера. Народная культура донесла до современников древние традиции, которые не должны быть стёрты урбанизированной массовой культурой и утрачены навсегда.
Публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре» размещена в разделах
Дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа, так как от того, на каких идеалах воспитываются дети – таким будет будущее всего народа.
В своей исследовательской работе я выдвинули гипотезу: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре может быть осуществлено, если:
- будет развиваться интерес к русской национальной культуре всеми доступными современной педагогике средствами, включая и средства народной педагогики (народное творчество);
- в процессе обучения и воспитания старших дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные фольклорные формы и жанры; народные игры; русские народные художественные произведения и декоративно-прикладное искусство, при выборе всего вышеперечисленного будут учитываться возрастные особенности старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс
Этим обусловлена актуальность темы данной работы.
Ознакомление с национальной культурой своего народа становится для ребенка первым шагом в освоении мировой культуры и в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к обычаям и традициям народа особенно значимо в дошкольный период детства. Именно дети являются носителями народной культуры.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что воспитателям и педагогам необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки и развития познавательного интереса к народному творчеству, к русской национальной культуре.
Дети дошкольного возраста должны знать не только историю своей страны, но и традиции национальной культуры, понимать, осознавать, участвовать в возрождении русской национальной культуры; самореализовать себя как личность, интересующуюся всем, что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские обычаи и нравы, или устный народный фольклор : считалки, потешки, прибаутки, стихи, народные игры, в которые дошкольники играют с увлечение Исследование, проведённое нами на практике в детском саду, показало, что при ознакомлении детей с русским народным творчеством и применение разнообразных приёмов работы, у детей легко формируются познавательный интерес, что выступает как важнейший мотив активности личности и познавательной деятельности, характеризующийся стремлением проникать в сущность явлений. В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно - ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры- забавы с помощью считалок.
Это свидетельствует о том, что гипотеза, заявленная нами в начале работы, подтвердилась. Действительно, интерес к русской национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышен, если комплексно и систематизировано знакомить детей с русским народным творчеством.