Людмила Яковенко
«Приобщение к народной культуре через сказку детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В комплексе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками, особое место уделяется процессу формирования личности ребенка через приобщение его к народной культуре. Ценность художественной литературы, сказок, фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легче устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Учитывая особенности речевой деятельности умственно отсталых детей, ознакомление их со сказками, обучение рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи – все это способствует решению следующих задач:
Темочки:
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
1. Развивать умение слушать художественное произведение, сказки, эмоционально отзываться на них.
2. Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно.
3. Воспитание у детей дружелюбия, чувства сопереживания.
Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры, забавы, драматизации с использованием фольклора, эпизода из полюбившейся сказки.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка сказки, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Программа по воспитанию и обучению умственно отсталых детей опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушения интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушениями поведения, нацеливает нас на широкое использование устного народного творчества, сказки. Художественных произведений в работе по устранению выявленных недостатков, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.
Организуя эту работу, мы проанализировали речь детей, умение рисовать, лепить. Результаты показали, что некоторые дети – Сотникова К., Васильева Н. не могли повторить содержание сказки, в силу своих речевых нарушений. На занятиях рисования трудности нарисовать персонаж сказки возникли у Галинной Н., Сотниковой К., Вуколова С.
Многие дети узнавали сказку, но, не владея навыками речевой деятельности, ограничивались только называнием персонажей.
Мы поставили перед собой задачу систематизировать работу по использованию сказок с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно речевой деятельности, интереса и любви к художественному произведению, воспитания гуманных чувств. Приобщая детей к народной культуре через знакомство со сказками, мы стараемся включать ее во все виды деятельности:
1. Рассказ или чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
2. Проведение сюжетно-ролевой игры.
3. Рисование по содержанию изученной сказки.
4. Лепка полюбившихся персонажей.
5. Игры, драматизации.
6. Викторина “Угадай сказку”
7. Развлечения.
Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
В своей работе используем методы предлагаемые Н. А. Ветлугиной в книге “Эстетическое воспитание в детском саду”
1. Слово воспитателя и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения.
2. Приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.
3. Показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий.
4. Приемы, направленные на упражнения, тренировку в навыках, и творческие занятия, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку.
В будущем, работая над сказками, хотелось бы, чтобы дети могли воспроизводить стихотворный текст сказок. Например, К. Чуковского “Телефон”, “Мойдодыр” и т. д. Сказка расширяет перспективу освоения ребенком сферы необыденного, вводит его в мир еще нереализованных человеческих возможностей и замыслов. Так благодаря ей ребенок оказывается на переднем плане культуры. Сказка требует особых способов своего введения в детскую жизнь.
В дальнейшем желательно использовать такой прием, как составление сказок по схеме. Комплекс всевозможных методов поможет обеспечить полноценное художественное развитие ребенка, активизацию и развитие речи.