Жаворонок Наталия Валериевна
Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, задача нашего времени
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте
Темочки:
Волонтерское движение детей дошкольного возраста не может успешно осуществляться без приобщения их к реально функционирующим в обществе ценностям.
По итогам бесед с родителями мы выяснили, что многие из них боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что детям будет трудно социально адаптироваться в современном мире, когда они вырастут. А вот, если у них выработать более жесткий характер и научить жить только для своего блага, можно достичь больших успехов в жизни.
На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер». На этом этапе проходит развитие навыков коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения
Используемые диагностики позволили составить более полное и точное представление об интересах детей, их ценностных ориентациях, возможностях и желаниях.
С целью установления уровня развития у детей старшего дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, были использованы следующие диагностики:
- методика Урунтаевой Г. А. "Незаконченный рассказ";
- опросник Щетининой А. М. "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей";
- методика Урунтаевой Г. А. "Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке";
- проективная методика Гавриловой Т. П. "Неоконченные рассказы";
- методика Абраменкова В. В. «Тропинка».
Для выявления значимости ценностей в жизни детей и ориентации на них, стремления к проявлению гуманных отношений можно использовать Найти методику методику Урунтаевой Г. А. "Незаконченный рассказ", где детям предложили продолжить рассказ, выразив чувства героя. В ходе этой диагностики выяснилось, что 19% детей не может содержательно раскрыть роль ценностей в жизни человека, общества в целом, 70% - понимает их смысл в жизни человека, других людей, называет основные ценности, однако не всегда руководствуется ими при выборе ответа и только 11% детей называют все ценности, руководствуются ими при выборе ответа.
Для выявления особенности восприятия и понимания детьми эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления, интереса людей при разных условиях, применила методику Урунтаевой Г. А. "Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке", результаты которой показали, что только 20% детей не понимают эмоционального состояния или делают грубые ошибки при его определении.
Определить характер эмпатии у детей помогли проективная методика Гавриловой Т. П. "Неоконченные рассказы" и опросник Щетининой А. М. "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей". В ходе наблюдений в разных ситуациях обращала внимание на поведение каждого ребенка, проявление его интереса к состоянию другого, активное включение в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого. Данные наблюдения и ответы детей показали, что у большинства ребят (60%) эмпатии гуманистического характера (когда ребенок решает ситуацию в пользу другого, и только у 20% - эгоцентрического характера (принятие решения в свою пользу).
Проявления сорадования в поведении детей и их причины помогла изучить методика Абраменкова В. В. «Тропинка». Эксперимент выполнения совместного задания показал, что 40% детей не всегда могут проявлять чувство жалости, сострадания, чувство справедливости и ожидают ответной благодарности.
Способность принять человека таким, каков он есть, даже вместе с его недостатками и неприятными сторонами, признать за другим право быть непохожим, его право на свои особенности, возможности и, в том числе, ошибки — это и есть толерантность. Толерантность развивается только на основании собственного опыта. Поэтому быть толерантным, не общаясь с непохожими, другими людьми, невозможно в принципе. Таким образом, волонтерский опыт предоставляет возможность научиться толерантности. Волонтерский опыт детей под руководством взрослых формирует эмоциональную гибкость и чуткость, умение идти на уступки и искать компромиссы,