АЛЛА ГИЛЁВА
Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.»
К. Д. Ушинский
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка, начало, порождающее личность, формирование патриотических чувств и развития духовности. Проблема приобщения дошкольников к истокам народной культуры в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России особенно актуальна, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственное содержание образования.
Публикация «Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Что же мы можем поведать нашим детям о своей неповторимой народной культуре и её самобытности? Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России. Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами задачи и условия для их реализации и направления развития личности дошкольника. Одним из таких направлений является социально-коммуникативное, именно в нём реализуется приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Коллектив нашего детского сада «Сказка», считает, что именно в дошкольном возрасте возможно формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Ведь дошкольный возраст, это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.
Что же такое традиция? Это то что унаследовано от предшествующих поколений (идеи,взгляды, вкусы, образ действия, обычаи) и передаётся потомкам, это то,что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений.
И в свою очередь,что же такое обряд? Это общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила поведения. Человек должен знать свой край, в котором он живёт. Иначе он не сможет полюбить его. А не полюбив, не сумеет сберечь его сокровища.
Жизнь была бы скучной и неинтересной, если бы люди не придумали праздники. Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции каждого народа, то во что верят люди, чем гордятся и восхищаются. Какие-то праздники люди стали отмечать очень давно, некоторые –совсем недавно. Праздники бывают разные :
-семейные-это те, которые отмечаются членами только твоей семьи родственниками и близкими друзьями;
- календарные- те, которые связаны с сезонными изменениями природы и хозяйственной деятельностью человека;
- религиозные праздники –это праздники, связанные с почитанием каких- то сил или объектов природы, важных событий или памяти известных людей, прославившихся своими поступками;
-государственные праздники-те, которые отмечают все жители какой-либо страны. В разных уголках земли совсем непохожие друг на друга люди могут отмечать одинаковые праздники, например, начало календарного года «Новый год» ,День матери и другие.
Но есть и такие праздники, которые отмечаются только одной группой людей или жителями только одной страны.
Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
-побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;
-приобщать детей к истокам национальной культуры;
-способствовать развитию познавательной активности,любознательности ;
-способствовать развитию у детей лучших черт характера;
-показать детям красоту родного языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
-знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал народа;
- сформировать чувство национального достоинства.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России. Крым – наш общий дом, это удивительный, волшебный и гостеприимный край! Его называют «зелёный остров». Прекрасный остров, чудесный Крым. Он с легкокрылой стремительной чайкой, летящей над пенной волною,сравним. Главное богатство любой страны- это люди, и хотя они внешне могут отличаться друг от друга, иметь свои обычаи, петь песни на разных языках, все они мечтают об одном -о мире и счастье. Самыми важными религиозными праздниками многих крымчан –азейбарджанцев,крымских татар, турок, узбеков и других, являются Ураза- Байрам (праздник окончания поста) и Курбан-байрам (праздник жертвоприношения).Во время их проведения принято вспоминать умерших родственников, помогать бедным угощать всех своих гостей и соседей вкусными мясными блюдами и сладостями. У жителей Крыма,которые исповедуют религию- иудаизм-евреев,крымчаков и других. Одними из главных праздников является Песах (Пасха,праздник исхода евреев из Египта, Йом Кипур (праздник очищения и искупления,во время которого все постятся,поминают умерших. просят прощения у окружающих людей. Раздают бедным деньги, еду. Другая большая группа крымчан, среди которых много армян, болгар, греков, немцев, поляков. русских, украинцев, чехов и других, отмечают свои религиозные праздники, среди которых самыми известными являются Рождество Христово и Пасха. В Пасху,когда заканчивается большой пост, принято одаривать своих родственников,друзей а также бедных и больных красивыми пасхальными яйцами и куличами. Особенно любят Рождество дети, потому что на этот праздник всегда дарят подарки, ребята ходят по домам и поют особенные песни-пожелания счастья и благополучия.
Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.
Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;
- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.
В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.
В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица».
В чем феномен русского народного праздника?
В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.
Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.
В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются :
- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);
- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины - до середины праздника и после нее). Праздничные действия - обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.
- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).
Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды - совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего - либо», - читаем в толковом словаре В. Даля.
Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Существовал и такой обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем. Многие обряды русского народа сохранились до наших дней и широко используются при проведении народных праздников.
В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.
В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально - психологическую, идеологическую, нравственно - воспитательную роль.
Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
В чем воспитательная направленность народного праздника?
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.
Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников : праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».
Незаменимый материал для педагогической работы – детские традиционные игры : как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.
Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде, его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.
Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.
Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Воспитатели стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям : к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.
Организуя праздники, мы стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.