наталья плитник
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые произошли и в дошкольной педагогике.
Мнение многих педагогов свидетельствует о том, что парциальная программа «Мир Белогорья» способствует развитию ребенка посредством знакомства с социокультурными традициями Белгородской области и учитывает индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, потребностей детей и их родителей.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья» размещена в разделах
Мы понимаем, насколько важен для ребенка дошкольный период, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и общечеловеческой культуры, формируются первые представления об окружающем мире и культурных традициях народов нашей Родины, накапливается эмоционально наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением.
Важно помнить, что именно дошкольное учреждение является хорошим примером воспитания культуры семьи, пропаганды здорового образа жизни, приобретению знаний и умений родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
Использование в образовательном процессе социокультурных традиций народного края помогает воспитывать в ребенке целостную личность.
И возникает важный и справедливый вопрос, как правильно и интересно преподнести ребенку новую для него информацию, новые знания, ведь «основными методами влияния на личность в субъектной педагогике являются не нравоучения, не сообщение правил и норм поведения и даже привитие таковых ребенку», а создание воспитывающих (образовательных) ситуаций, где пример взрослого и совместные действия с ним выступают отправной точкой (Л. Н. Селиванова).
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Она доставляет детям удовольствие и радость. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни.
Как сказал великий педагог Сухомлинский В. А. «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3]. Именно игра неразрывно связана с детством. В дошкольном возрасте при помощи игры дети учатся познавать окружающий мир, налаживать сотрудничество друг с другом, дружить, развивать ловкость и силу.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих из них может рассказать о быте, о трудовой деятельности людей родного края.
Народные игры Белогорья имеют богатую историю : они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, ведь Белгородчина – это особенное место. Именно родной край со своими традициями вызывает у подрастающего поколения чувство преданности, гордости и любви. Да и как не влюбиться в такое живописное место.
Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор).
Мы считаем, что народные игры - это наиболее интересный и доступный вид деятельности для ребенка, где он психологически раскрепощается, где формируются его нравственно-патриотические качества.
Используя в своей работе парциальную программу «Дошкольник Белогорья» мы решили добавить игры, бытовавшие в нашей местности, в городе Старый Оскол.
В современной жизни, реализуясь на уровне развлечения, просвещения, творчества, праздника, игра выступает как часть этнокультуры народа. В традиции русского народа многие игры детей и молодежи носят архаичные черты, приурочены к календарной народной обрядности, наполнены разнообразной символикой.
Особое место занимают игры детей. Детская игра должна соответствовать определенным требованиям: быть увлекательной, интересной, вызывать положительные эмоции, содержать элемент соревнования. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую нужно преодолеть, а затем радость победы и ощущение преодоления препятствия.
Мы можем выделить следующую классификацию Старооскольских детских игр:
- Игры для девочек.
- Игры для мальчиков.
- Общие игры для мальчиков и девочек.
- Игры с участием взрослых.
- Игры на природе (подвижные, командные).
- Игры в закрытом помещении.
- Игры с игровым инвентарем.
- Игры ролевые-имитации семейно-бытовых отношений, труда, социальной и политической обстановки, исторических событий.
Игры для девочек : «Барыня», «В классики», «Аэропланчики», «В веревочку», «В куклы».
Приведем примеры некоторых игр:
Описание игры «Барыня»
Игра «Барыня». Девочки садятся в круг, выбирают водящую. Водящая говорит: «Вам барыня прислала в туалете 100 рублей. Что хотите, то берите «да» и «нет» не говорите. Что на эти деньги купите?». Участница игры должна отвечать на вопросы. Причем, ведущая старалась задавать такие вопросы, чтобы играющая «попалась» и нарушила правила (сказала «черное», «белое», «да» или «нет»). Например: Какого цвета будет ваше свадебное платье? Вы любите танцевать? И т. д. Оговорившаяся становится водящей.
Игры для мальчиков : «В камушки», «В бабки».
Общие игры для мальчиков и девочек: «В жмурки», «В прятки» (пряталки).
В некоторых играх, обычно с маленькими детьми, участниками становились и взрослые, например игры «В лошадку», «В сороку», «Гуси-гуси»
Описание игры «Гуси-гуси»
В ней участвовала группа детей и кто-то из взрослых. Группа детей стояла на возвышенности или просто в отдалении от водящего. Взрослый, руководящий игрой, обращался к детям:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га! (отвечали дети).
-Есть хотите!
-Да, да, да!
-Ну, летите!
-Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
-Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
После этих слов дети бегут к руководящему игрой до определенной черты, которая считается домом. Водящий изображал серого волка, хватал кого-то из детей, и он, в свою очередь, становился серым волком.
Игры в закрытом помещении: «В спички», «В колечко», «В фанты».
Игры на природе, такие как «В клин», «В сапожки», «В горелки». Игры с игровым инвентарем: «В банки», «В пристенок», «В лапту».
Существовали и настольные игры. Их было мало. Как правило, нужно было «дойти» до конечного пункта или набрать как можно больше очков. К сожалению, названия данных игр не сохранились. Известно только, что играли в лото, в игры, где использовалось игровое поле, фишки, кости с очками, бросая которые, определяли количество очков и количество ходов, которые делал игрок.
Ролевые игры : «В казаки-разбойники».
На основании данного материала можно сделать вывод, что, несмотря на непростые социально-экономические условия, детские игры были неотъемлемой частью подрастающего поколения.
С течением времени многие игры оказались утраченными, некоторые же с определенными изменениями сохранились и в настоящее время. Так, среди детей дошкольного возраста популярна игра «В куклы», «Гуси-гуси». Правила игры остались практически прежними, одно отличие заключается в существующем игровом инвентаре.
Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что народные игры Белогорья играют важную роль в современном воспитательном процессе, ведь радость движения сочетается в них с духовным обогащением детей. В данных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родного края. Народные игры Белогорья создают эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.