Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья

наталья плитник
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья
▼ Скачать + Заказать документы

В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые произошли и в дошкольной педагогике.

Мнение многих педагогов свидетельствует о том, что парциальная программа «Мир Белогорья» способствует развитию ребенка посредством знакомства с социокультурными традициями Белгородской области и учитывает индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья» размещена в разделах

Мы понимаем, насколько важен для ребенка дошкольный период, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и общечеловеческой культуры, формируются первые представления об окружающем мире и культурных традициях народов нашей Родины, накапливается эмоционально наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением.

Важно помнить, что именно дошкольное учреждение является хорошим примером воспитания культуры семьи, пропаганды здорового образа жизни, приобретению знаний и умений родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Использование в образовательном процессе социокультурных традиций народного края помогает воспитывать в ребенке целостную личность.

И возникает важный и справедливый вопрос, как правильно и интересно преподнести ребенку новую для него информацию, новые знания, ведь «основными методами влияния на личность в субъектной педагогике являются не нравоучения, не сообщение правил и норм поведения и даже привитие таковых ребенку», а создание воспитывающих (образовательных) ситуаций, где пример взрослого и совместные действия с ним выступают отправной точкой (Л. Н. Селиванова).

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Она доставляет детям удовольствие и радость. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни.

Как сказал великий педагог Сухомлинский В. А. «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3]. Именно игра неразрывно связана с детством. В дошкольном возрасте при помощи игры дети учатся познавать окружающий мир, налаживать сотрудничество друг с другом, дружить, развивать ловкость и силу.

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих из них может рассказать о быте, о трудовой деятельности людей родного края.

Народные игры Белогорья имеют богатую историю : они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, ведь Белгородчина – это особенное место. Именно родной край со своими традициями вызывает у подрастающего поколения чувство преданности, гордости и любви. Да и как не влюбиться в такое живописное место.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор).

Мы считаем, что народные игры - это наиболее интересный и доступный вид деятельности для ребенка, где он психологически раскрепощается, где формируются его нравственно-патриотические качества.

Используя в своей работе парциальную программу «Дошкольник Белогорья» мы решили добавить игры, бытовавшие в нашей местности, в городе Старый Оскол.

В современной жизни, реализуясь на уровне развлечения, просвещения, творчества, праздника, игра выступает как часть этнокультуры народа. В традиции русского народа многие игры детей и молодежи носят архаичные черты, приурочены к календарной народной обрядности, наполнены разнообразной символикой.

Особое место занимают игры детей. Детская игра должна соответствовать определенным требованиям: быть увлекательной, интересной, вызывать положительные эмоции, содержать элемент соревнования. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую нужно преодолеть, а затем радость победы и ощущение преодоления препятствия.

Мы можем выделить следующую классификацию Старооскольских детских игр:

- Игры для девочек.

- Игры для мальчиков.

- Общие игры для мальчиков и девочек.

- Игры с участием взрослых.

- Игры на природе (подвижные, командные).

- Игры в закрытом помещении.

- Игры с игровым инвентарем.

- Игры ролевые-имитации семейно-бытовых отношений, труда, социальной и политической обстановки, исторических событий.

Игры для девочек : «Барыня», «В классики», «Аэропланчики», «В веревочку», «В куклы».

Приведем примеры некоторых игр:

Описание игры «Барыня»

Игра «Барыня». Девочки садятся в круг, выбирают водящую. Водящая говорит: «Вам барыня прислала в туалете 100 рублей. Что хотите, то берите «да» и «нет» не говорите. Что на эти деньги купите?». Участница игры должна отвечать на вопросы. Причем, ведущая старалась задавать такие вопросы, чтобы играющая «попалась» и нарушила правила (сказала «черное», «белое», «да» или «нет»). Например: Какого цвета будет ваше свадебное платье? Вы любите танцевать? И т. д. Оговорившаяся становится водящей.

Игры для мальчиков : «В камушки», «В бабки».

Общие игры для мальчиков и девочек: «В жмурки», «В прятки» (пряталки).

В некоторых играх, обычно с маленькими детьми, участниками становились и взрослые, например игры «В лошадку», «В сороку», «Гуси-гуси»

Описание игры «Гуси-гуси»

В ней участвовала группа детей и кто-то из взрослых. Группа детей стояла на возвышенности или просто в отдалении от водящего. Взрослый, руководящий игрой, обращался к детям:

- Гуси, гуси!

- Га-га-га! (отвечали дети).

-Есть хотите!

-Да, да, да!

-Ну, летите!

-Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

-Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

После этих слов дети бегут к руководящему игрой до определенной черты, которая считается домом. Водящий изображал серого волка, хватал кого-то из детей, и он, в свою очередь, становился серым волком.

Игры в закрытом помещении: «В спички», «В колечко», «В фанты».

Игры на природе, такие как «В клин», «В сапожки», «В горелки». Игры с игровым инвентарем: «В банки», «В пристенок», «В лапту».

Существовали и настольные игры. Их было мало. Как правило, нужно было «дойти» до конечного пункта или набрать как можно больше очков. К сожалению, названия данных игр не сохранились. Известно только, что играли в лото, в игры, где использовалось игровое поле, фишки, кости с очками, бросая которые, определяли количество очков и количество ходов, которые делал игрок.

Ролевые игры : «В казаки-разбойники».

На основании данного материала можно сделать вывод, что, несмотря на непростые социально-экономические условия, детские игры были неотъемлемой частью подрастающего поколения.

С течением времени многие игры оказались утраченными, некоторые же с определенными изменениями сохранились и в настоящее время. Так, среди детей дошкольного возраста популярна игра «В куклы», «Гуси-гуси». Правила игры остались практически прежними, одно отличие заключается в существующем игровом инвентаре.

Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что народные игры Белогорья играют важную роль в современном воспитательном процессе, ведь радость движения сочетается в них с духовным обогащением детей. В данных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родного края. Народные игры Белогорья создают эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры 1.(с) Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры МОУ Шекшемская средняя общеобразовательная школа дошкольное отделение Обобщение опыта работы на тему: «Приобщение дошкольников к.

Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры».

Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры «Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры" Цель: Систематизировать представления.

Мастер-класс для воспитателей ​ «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через досуги, развлечения, праздники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» с. Выльгорт Опыт работы "Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство с народными промыслами Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение.

Приобщение к истокам народной культуры через театрализованную деятельность В вариативную часть рабочей программы нашей группы входит приобщение детей 3-4 лет к истокам народной культуры, которое осуществляется через.

Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры» Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 22:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья» (включая файлы) размещена пользователем наталья плитник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД