Ирина Седакова
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы
знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где
играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.
Ошибочно мнение, что ребёнка всему научат в детском саду или школе.
Родители стоят в одном ряду, а, может, даже на шаг впереди воспитателей и
Публикация «Консультация для родителей „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
учителей, так как развивать черты характера, чувства ребёнка надо с самого раннего детства.
По единодушному мнению российских педагогов музыкальный фольклор
является совершенным средством музыкального воспитания детей. Его
использование способствует формированию в ребёнке таких качеств как любовь к
Родине, народу, обычаям и традициям своего края.
Сила воздействия фольклора заключается в единстве идей и эмоций,
рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой народной культуры, её
достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причём во многих
произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времён и народов (например, по плачам и причитаниям). Совершенство форм и яркость средств музыкальной выразительности - важные особенности фольклора. Это естественно, ведь произведения народного творчества отшлифовывались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное…
Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не
означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Российские педагоги
неоднократно отмечали, что воспитывать ребёнка на основе русской национальной
культуры - значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как
общечеловеческая культура - это собрание национальных достижений. Однако
нельзя слепо переносить систему воспитания одного народа на другой, даже если
она совершенна. В любой системе воспитания можно брать только наиболее
рациональные черты и проводить их в жизнь на своей национальной основе, более
близкой и понятной ребёнку.
В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей.
Классификация детского фольклора может быть проведена по-разному: по жанрам,
по сезонам, по возрастам и т. д. Распределяя фольклор по возрастам, можно
выделить две группы. К первой группе относится творчество взрослых для детей от
их рождения до 5-6 лет. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки. Ко второй
группе относятся песни, бытующие среди детей. В жанровом отношении они тесно
переплетаются с песнями взрослого фольклора - сюда входят трудовые песни,
организующие коллектив на общие, одновременные, дружные действия.
Выделяются песни календарно-земледельческого цикла. Природа в них
одушевляется. К календарно-земледельческому циклу относятся песни-заклинания
весны, завивания берёзки и т. д. таковы же и хороводные песни, в старину связанные.
Подготовила: музыкальный руководитель
Седакова Ирина Анатольевна