Татьяна Александровна Васина
Приобщение дошкольников к художественному слову
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема приобщения дошкольников к художественной литературе, художественному слову является очень актуальной. Войдя в 21 век, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. По данным многочисленных исследований и наблюдений педагогов, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, компьютерные игры. Отсутствие интереса к книгам – новая болезнь современных детей. Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно!
Публикация «Приобщение дошкольников к художественному слову» размещена в разделах
Педагоги нашего детского сада уверены, что «Читатель начинается с колыбели». Чтобы воспитать в ребёнке читателя, взрослый должен сам понимать роль книги, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами, обсуждая прочитанное.
Первые незатейливые песенки, потешки, напевность народных сказок уже вводят малыша в чудесный мир художественной литературы. Удивительны качества детей: чуткость к слову, интерес к сочинительству, рассматриванию книжных иллюстраций, желание выразить свои впечатления и переживания от книги в рисунке. Помочь в развитии этих способностей – задача заинтересованного педагога.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой представлены в образовательных программах детского сада.
Поможет в работе и перечень художественных произведений. В круг детского чтения включены несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчество народов мира, малые формы фольклора, произведения русской и зарубежной классической литературы. Каждым педагогом разработаны и определены критерии отбора книг для чтения и рассказывания, учитываются индивидуальные особенности ребёнка, доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей и т. д.
В своей работе воспитатели используют различные методы приобщения детей к художественному слову. Не просто читают, пересказывают и анализируют тексты, но и выполняют творческие задания, инсценируют понравившиеся произведения. В каждой группе детского сада оформлен «Центр книги», оснащенный качественной детской литературой, портретами писателей, художников-иллюстраторов, литературными играми
К своей работе педагоги относятся с большой ответственностью и используют различные формы взаимодействия с детьми и родителями. Хорошей традицией стало в нашем детском саду проведение литературных гостиных, посвященных определённой теме, например «Поэзия осени», «Весна в стихах», «В гостях у дедушки Крылова» и т. д. В узком кругу, в красиво оформленном зале, не только дети, но и их родители, а так же бабушки и дедушки читают наизусть стихи, отрывки из рассказов, разыгрывают небольшие сценки.
Еще одна хорошая традиция – это встречи с писателями и поэтами нашего города: Ириной Асеевой, Еленой Смирновой и др. К встрече с писателем педагоги и воспитанники детского сада готовятся заранее, читают и обсуждают его произведения, учат наизусть стихи, готовят небольшие подарки (поделки, рисунки). С писателем заранее обговаривается план встречи, обязательно учитываются возрастные особенности детей, необходимость чередовать разные виды деятельности, например включение в план встречи динамических пауз, физкультминуток. Подобные встречи дарят детям положительные эмоции и остаются в памяти надолго.
На базе нашего детского сада проводятся районные литературные викторины («Дорогами сказок», «Писатель детства – С. Михалков», «В гости к дедушке Корнею», которые так же способствуют приобщению дошкольников к художественному слову, вырабатывают интерес к книгам, к чтению.
Наши воспитанники участвуют и побеждают в районных и городских конкурсах чтецов. Так, в 2018 году, воспитанник средней группы – Павлов Артём (5 лет, стал победителем районного этапа городского конкурса «Разукрасим мир стихами».
Очень полюбились нашим ребятам экскурсии в библиотеку. Два раза в месяц сотрудники библиотеки №4 имени А. А. Прокофьева готовят для дошкольников интересную программу, часто с использованием интерактивного оборудования. Педагоги и библиотекари работают сообща, перед каждой экскурсией проводится большая предварительная работа, после экскурсии следует обмен мнениями, впечатлениями и т. д.
Наши педагоги постоянно находятся в творческом поиске, ищут новые формы и методы по приобщению детей к художественному слову. Охотно делятся опытом с коллегами из других детских садов.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребё нку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Наши педагоги не только воплощают задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступают как консультанты по вопросам семейного чтения для родителей.
Таким образом, важно признать, что процесс приобщения детей к художественному слову, является определяющим в мировоззренческом и нравственном становлении человека.