Татьяна Мягкова
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, которые работают в дошкольных образовательных учреждениях – работают с бушующим и это будущее напрямуюзависит от того как мы воспитываем детей, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания. В настоящее время современному воспитателю или педагогу все чаще приходится обращаться к опыту православной педагогики, так как общество стало остро нуждаться в духовно-нравственном просвещении.
Публикация «Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям» размещена в разделах
Чувство доброты, сочувствия, скромности и справедливости формируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в игре, прочтение сказки, рассматривание иллюстраций и в целом в различных ситуациях, поэтому передо мной встала задача по проведению целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию. Сам процесс воспитания гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей очень многогранен и разнообразен.
В современной психолого-педагогической диагностике используются различные методики определения духовно-нравственной воспитанности дошкольника. Решить эту проблему не возможно сразу, только постепенно включая всех членов социума в первую очередь детей и их родителей. Только тогда подрастающее поколение сможет решать масштабные национальные задачи. Постепенное формирование уважения к родному языку, истории своей страны, самобытным культурным ценностям предков. Национальные ценности передаваемые из поколения в поколение такие как: семья, личность, традиции и религия, природа, человечность, наука и искусство являются приоритетными базовыми ценностями.
В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажается представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
На сегодняшний день, каждый из нас как воспитатель, так и родитель задумывается о том, как воспитать ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любить трудиться и уважать чужой труд, уметь созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.
Поэтому стремлюсь всё больше воспитывать любовь и уважение к родному городу, к Родине, нашей стране, ко всему человечеству. В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – посткросинг, экскурсии по культурным местам нашего города, посещение драматического театра, наблюдения различного характера, участие в благотворительных акциях, объяснения и т. д. В повседневной жизни и на занятиях стараюсь формировать у детей потребность принимать участие в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Духовно-нравственное воспитание в первую очередь формируется в семье и только потом, основываясь, на это - система образования и воспитания, может обеспечить постепенное системное и последовательное формирование развития духовно-нравственной и просвещённой личности. Формирование же основ духовно-нравственной личности должно начинаться в раннем возрасте с учетом всех возрастных особенностей и условий семейного воспитания.
Исходя из всего выше сказанного, возникает проблема: так как же направить воспитание ребенка на формирование духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Из этого возникает вопрос, так как же в современном обществе воспитать ребенка, что бы он был не только внешне воспитанным, а внутренне свободным и духовно-нравственным. Поэтому чтобы дети будущего любили свою страну не на картинках, а стремились сделать жизнь в ней лучше, нужно заложить в них основу духовно-нравственного воспитания и просвещения. Подрастающее поколение должно знать и помнить результаты труда своих дедов и прадедов, своих соотечественников, всё то лучшее чего они достигли в разных сферах.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание является приоритетным. Это направление обеспечивает единство в воспитательных, развивающих и обучающих систем. Духовно-нравственное воспитание и развитие состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
В процессе воспитания подрастающего поколения нужно учитывать последовательность укрепления сферы личности, формировать такие способности человека, как дружелюбие; оценивать и выстраивать на основе традиционных норм и правил по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, отечеству, миру в целом. Главное воспитывать в детях милосердие, желание помогать нуждающимся, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Так же быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, довольствоваться тем, что имеешь. У воспитателей и родителей проявить интерес к изучению Православия, чтобы в совершенстве познать духовность отечественной культуры. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении, поэтому, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей.
Список литературы
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
4. Данилюк, А. Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М. : Просвещение,2010.
5. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
6. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
Мягкова Татьяна Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида, г. Борисоглебск