Косова Любовь
Приобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрам
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрам
Добрый день. С презентацией практических достижений профессиональной деятельности выступает воспитатель МБДОУ «Болошневский детский сад» Косова Любовь Евгеньевна.
Стаж моей работы в данной организации 2 года. Тема моей работы: «Приобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрам». По этой теме работаю год. Для педагога, работающего с детьми раннего и младшего возраста, эта тема очень интересна.
Публикация «Приобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрам» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству достаточно широк.
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, О. И. Капица, Г. С. Виноградов, А. П. Усова, Е. А. Флерина, М. Ю. Новицкая, А. Е. Шибицкая и другими авторами). Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создается за счет обобщенности, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения.
Об актуальности приобщения к фольклору хорошо сказал К. Д. Ушинский «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»
К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.
В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
И Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что среди основных принципов дошкольного образования являются и те, которые касаются нравственного и духовного развития личности ребенка:
п. 6 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
п. 9 учет этнокультурной ситуации развития детей.
Работая с детьми, я заметила, что ребенок, хорошо владеющий речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если речь педагога будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем из истоков устного народного творчества, то от этого выигрывают все.
И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Целью моей работы является приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому народному фольклору.
Задачи:
Формировать у детей интерес к фольклорным текстам, желание их слушать.
Создавать условия для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми.
Развивать у детей умение понимать и передавать в тексте знакомые потешки, сказки, колыбельные, загадки.
Обогащать словарь образными выражениями, сравнениями.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах
использования фольклора в воспитании детей.
Для реализации данной темы, свою работу я разделила на 3 этапа:
1 этап подготовительный и ознакомительный. На данном этапе создавались картотеки потешек, колыбельных, хороводных игр. Так же был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе по наличию произведений устного народного творчества, аудиозаписей, игрушек, театров.
2 этап – основной. С детьми была выстроена определенная работа, которая заключалась во включении в образовательную деятельность фольклора.
3 этап – заключительный. Подведение итогов реализации своей темы.
Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, использовала следующие средства народной педагогики: потешки, колыбельные песни, загадки, сказки, хороводные игры.
На данном слайде представлена модель приобщения детей младшего дошкольного возраста к фольклору. Работа проходит через режимные моменты, организованную и совместную деятельность, с использованием различных приемов.
Педагогическая ценность потешек в том, что они представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Потешка позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Едва ли найдется человек, который не слышал бы о пользе потешек для маленьких детей. Я считаю, что никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса. При работе с детьми применяла следующие приемы:
рассказывание потешек с использованием иллюстраций, управляя настольной куклой (например – петушок). Уже многими авторами было замечено, что слово в потешке ведет за собой жест, поэтому придумывала движения во время рассказывания потешек, проводила пальчиковые игры. Потешки используются и для организации режимных моментов. Под текст потешек дети с удовольствием занимаются утренней гимнастикой, умываются, обедают, собираются на прогулку, укладываются спать, занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становится ярче и интереснее.
Следующий малый жанр – это колыбельные песни. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Они не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Знакомство с колыбельными песнями проходило в совместной деятельности, перед сном, использовались проблемные, игровые ситуации. Например: (кукла в коляске плачет, как нам ее успокоить)
Народ всегда был высокого мнения о загадках. Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. При обучении разгадывать загадки опиралась на знания детей о предметном мире, например: работая с ножницами, проговариваю загадку: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик» и тут же предлагаю рассмотреть их. Использовала игры-имитации на материале загадок. Отгадав загадку про белочку: «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок, скок, скок», дети с удовольствием выполняли прыжки с продвижением вперёд.
В своей работе с детьми большую роль я уделяю знакомству с хороводными играми. А ведь хороводные игры — верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей.
Сказки - это еще одно направление, через которое реализовывается моя тема. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Знакомство со сказками проходит через работу с различными видами театров: показ на фланелеграфе, настольный деревянный театр, куклы би-ба-бо и другие. В подготовке запоминания текста, сюжета сказок помогают мнемотаблицы, иллюстрации.
Для реализации данной темы немаловажным является взаимодействие с родителями. Были использованы следующие формы:
Консультация, оформленная в виде книжки-передвижки «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников».
Памятка для родителей «Фольклор в повседневной жизни малышей».
Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».
Подготовлен конспект мастер-класса для родителей по изготовлению книжек-малышек в младшей группе детского сада.
В развивающей предметно-пространственной среде группы представлены дидактические игры, лэпбуки, макеты, различные виды театров, аудиотека с записями колыбельных песен и мелодий, потешек, сказок. Работа по этой теме продолжается.
В результате проделанной работы дети стали проявлять интерес к потешкам, колыбельным песням, хороводам, сказкам. Повысилось внимание при слушании фольклорных произведений, дети стали с интересом заучивать произведения. В совместной деятельности все чаще используют разные виды театров для самостоятельного рассказывания сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Родители отметили, что дети напевают колыбельные, рассказывают потешки в домашней обстановке. Продолжается подборка картотек потешек, колыбельных, хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста.
Технология моделирования (мнемотаблицы, алгоритмы) помогает расширять знания об окружающей действительности, развивать умения тонко чувствовать художественную форму родного языка, образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное.
Определены перспективы на дальнейшую работу
Распространение опыта работы в сетевом сообществе.
Продолжить работу с фольклорными формами, добавив новые: прибаутки, заклички, считалки.
По данной теме были проведены мероприятия на уровне ДОУ:
Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей».
Открытое занятие «Путешествие с потешками» с использованием фольклора.
Физкультурное развлечение по русской народной сказке «Теремок».
Весеннее развлечение с использованием фольклора «Жаворонки».
В заключении хочу сказать, что иногда современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре».
Спасибо за внимание.