Мария Муравьёва
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад.
Проект
«Приобщение детей к русской народной культуре»
Подготовил:
воспитатель Муравьёва Мария Александровна
Проектная работа «Приобщению детей к русской народной культуре» в старшей группе.
Публикация «Проект „Приобщение детей к русской народной культуре, Русские народные обычаи“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Вид проекта:среднесрочный.
Время реализации: 2016-2017г.
Участники проекта: воспитатель группы:Муравьёва М. А.
Актуальность: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.
Проблема: Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Стоит задуматься,а достаточно ли мы сделали,для того,чтобы дети научились понимать свою родную культуру,свой народ. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
Задачи проекта:
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного и культурного облика по данной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материал не только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но и самостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.
Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами быта и старинного русского костюма);
вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции,семейные традиции, климатогеографические особенности;
полифункциональность (обеспечение всех составляющих не только воспитательно-образовательного процесса,но и совместной деятельности,кружковой работы и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);
интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды (музеи,костюмы,наглядности, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка по данной теме;
трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы,в соответствии данной темы,оформление выставок,проведение праздников не только в здании,но и на улице);
Этап 1. Теоретический. План.
1. Информационный и рекламный блоки.
2. Проведение опроса - анкетирование.
3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм для всех возрастных групп.
Этап 2. Подготовительный. План.
1. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки,подготовка декораций,костюмов и головных уборов.
2. Составление планов работы для всех возрастных групп.
3. Взаимодействие детского сада и социума : школа, библиотека, родители.
Этап 3. Практический. План.
1. Дни открытых дверей.
2. Встречи за круглым столом с родителями.
3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.
4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
5. Совместные экскурсии в школу, библиотеку, в ДДТ.
Этап 4. Заключительный, План.
1. Подведение итогов.
2. Обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду».
3. Викторины для детей и педагогов.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;
- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:
- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;
- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.» становится ближе, понятнее детям.
Приоритетные направления деятельности:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Результатами проведенной работы являются:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Необходимые условия реализации проекта.
-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.
-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.
Развивающая среда в реализации проекта. Уголок русской старины.
Реальные предметы народного быта и интерьера.
Декорации русской избы.
«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.
«Сборники произведений устного народного творчества».
«Коробка ряжения» в народный костюм.
Информационные плакаты и выставки.
Фотоотчёт
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Все, что связано с народной культурой, человек должен узнавать и постигать напротяжении всей жизни.
Мы собрали мини-музей деревянной матрешки
Устраивали выставку народного быта.
В своих занятиях, беседах мы использовали разные виды фольклора (сказки, песенки, Запевки, заклички, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) Рисовали и делали поделки.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В приобщении детей к народной культуре должны занимать место народные праздники и традиции.
. Для ознокомления с русскими народными обычаями и обрядовыми праздниками, с народной игрой, играми на русских народных инструментах, очень полезно знакомить детским фольклором. Мы обыгрывали игры с младшей группой «Веселая масленица»
«Чаепитие с самоваром»
«Масленичные гуляния»с конкурсами и чаепитием с блинами на улице.
Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации с разными видами декоративного искусства,смотрели презентации.
Проводили экскурсию в птичий двор «Труд русского человека раньше и сейчас»
Изготавливали атрибуты костюмов. Устраивали костюмированные праздники и выступления.
Посещали нашу старую библиотеку,где нам устроили экскурсию в «Музей старины» и рассказали о прошлом нашего села.
Участвовали во всероссийских конкурсах рисунков и поделок.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Айриспресс, 2003 г.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Пресс, 2004 г.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005 г.