Светлана Асафьева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства
▼ Скачать
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства
Развитие творческой личности - одна из основных задач воспитательной системы в современном обществе. Развитие творческих способностей детей интересует многих педагогов.
Творчество рассматривается, как создание человеком нового, значимого только для него продукта деятельности, которым является выразительный образ.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства» размещена в разделах
Проблема развития детского творчества изучается в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Существует много мнений о том, нужно ли развивать детское творчество или отказаться от обучения и предоставить детям свободу самовыражения.
Мнение российских ученых таково: развитие творчества и воображения является важным средством всестороннего развития детей, при условии целенаправленной совместной деятельности ребенка и взрослого.
Одним из условий развития творческой личности является приобщение детей к миру искусства. Это отмечал А. Н. Леонтьев: «…главное для развития – это включение ребенка в общение с взрослым, овладение тем миром материальных и духовных явлений, которые созданы в ходе исторического развития человеческого общества».
Вопросом приобщения к искусству занимались отечественные педагоги Б. М. Неменский, Б. А. Бегак, Б. П. Юсов. Но их труды ориентированы на детей школьного возраста.
А ведь именно дошкольный возраст является синзитивным для эмоционального восприятия произведений искусства. Ребенок по своей природе в равной степени предрасположен к разным видам искусства, т. е. он полихудожественен.
Идею полихудожественного подхода к воспитанию впервые обосновал профессор Б. П. Юсов, формулируя это понятие как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».
Идея полихудожественного развития и была взята за основу знакомства детей с миром искусства.
Программа «От рождения до школы» предполагает знакомство со следующими видами искусства: декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино.
Усвоение детьми знаний о культуре прошлого происходит в особом образовательном пространстве, которое определяется наличием зоны ближайшего развития и является репродуктивным.
Для того, чтобы мышление ребенка не приобрело репродуктивный характер необходимо пространство детской реализации.
В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность.
Метод проектов – активный способ обучения, предоставляет возможность найти занятие по душе каждому, стремиться к разрешению проблемы, вносить посильный вклад в общее дело, в процессе которого формируются познавательные интересы и творческое мышление.
На основе полихудожественного подхода и метода проектов была разработана система проектов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к искусству «Дети в мире искусства». Система выстроена в соответствии с календарными и народными праздниками:
1. Проект «Золотая осень»;
2. Проект «Лик женщины великий и прекрасный»;
3. Проект «Новогодняя сказка»;
4. Проект «Хрустальная зима»;
5. Проект «Богатыри земли русской»;
6. Проект «Весенние мотивы»;
7. Проект «Великий день»;
8. Проект «Лето, лето, ты какого цвета?»
Такой подход по приобщению детей к миру искусства позволяет ребенку стать творцом, научится искать информацию, создавать элементы ППС.
Предметно пространственная среда не задана изначально. Ее элементы найдены (поиск информации) и изучены: альбомы по искусству, репродукции картин, записи музыкальных произведений, художественная литература, фильмы и мультфильмы и т. д. Некоторые элементы предметно пространственной среды были созданы детьми совместно с педагогами и родителями (продукт проекта): тематические альбомы, презентации, выставки, спектакли, праздники и т. д.
Большую помощь в работе над проектом нам оказали наши социальные партнеры: работники сельской библиотеки, музея «Русский дом» и дома культуры.
Литература:
«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд. ,испр. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-336с.
Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития. 2013.,№8-194с.
Бегак Б. А. «Воспитание искусством» М. : Просвещение, 1981.-94 с.
Изард К. «Психология эмоций». Издательство «Питер» 2000.-149с.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. :Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -М. :АРКТИ,2011.-96с.
Юсов Б. П., Шевченко Г. Г. «Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников» Луганск – 1990 г.