Светлана Асафьева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства
Развитие творческой личности - одна из основных задач воспитательной системы в современном обществе. Развитие творческих способностей детей интересует многих педагогов.
Творчество рассматривается, как создание человеком нового, значимого только для него продукта деятельности, которым является выразительный образ.
Темочки:
Проблема развития детского творчества изучается в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Существует много мнений о том, нужно ли развивать детское творчество или отказаться от обучения и предоставить детям свободу самовыражения.
Мнение российских ученых таково: развитие творчества и воображения является важным средством всестороннего развития детей, при условии целенаправленной совместной деятельности ребенка и взрослого.
Одним из условий развития творческой личности является приобщение детей к миру искусства. Это отмечал А. Н. Леонтьев: «…главное для развития – это включение ребенка в общение с взрослым, овладение тем миром материальных и духовных явлений, которые созданы в ходе исторического развития человеческого общества».
Вопросом приобщения к искусству занимались отечественные педагоги Б. М. Неменский, Б. А. Бегак, Б. П. Юсов. Но их труды ориентированы на детей школьного возраста.
А ведь именно дошкольный возраст является синзитивным для эмоционального восприятия произведений искусства. Ребенок по своей природе в равной степени предрасположен к разным видам искусства, т. е. он полихудожественен.
Идею полихудожественного подхода к воспитанию впервые обосновал профессор Б. П. Юсов, формулируя это понятие как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».
Идея полихудожественного развития и была взята за основу знакомства детей с миром искусства.
Программа «От рождения до школы» предполагает знакомство со следующими видами искусства: декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино.
Усвоение детьми знаний о культуре прошлого происходит в особом образовательном пространстве, которое определяется наличием зоны ближайшего развития и является репродуктивным.
Для того, чтобы мышление ребенка не приобрело репродуктивный характер необходимо пространство детской реализации.
В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность.
Метод проектов – активный способ обучения, предоставляет возможность найти занятие по душе каждому, стремиться к разрешению проблемы, вносить посильный вклад в общее дело, в процессе которого формируются познавательные интересы и творческое мышление.
На основе полихудожественного подхода и метода проектов была разработана система проектов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к искусству «Дети в мире искусства». Система выстроена в соответствии с календарными и народными праздниками:
1. Проект «Золотая осень»;
2. Проект «Лик женщины великий и прекрасный»;
3. Проект «Новогодняя сказка»;
4. Проект «Хрустальная зима»;
5. Проект «Богатыри земли русской»;
6. Проект «Весенние мотивы»;
7. Проект «Великий день»;
8. Проект «Лето, лето, ты какого цвета?»
Такой подход по приобщению детей к миру искусства позволяет ребенку стать творцом, научится искать информацию, создавать элементы ППС.
Предметно пространственная среда не задана изначально. Ее элементы найдены (поиск информации) и изучены: альбомы по искусству, репродукции картин, записи музыкальных произведений, художественная литература, фильмы и мультфильмы и т. д. Некоторые элементы предметно пространственной среды были созданы детьми совместно с педагогами и родителями (продукт проекта): тематические альбомы, презентации, выставки, спектакли, праздники и т. д.
Большую помощь в работе над проектом нам оказали наши социальные партнеры: работники сельской библиотеки, музея «Русский дом» и дома культуры.
Литература:
«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд. ,испр. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-336с.
Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития. 2013.,№8-194с.
Бегак Б. А. «Воспитание искусством» М. : Просвещение, 1981.-94 с.
Изард К. «Психология эмоций». Издательство «Питер» 2000.-149с.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. :Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -М. :АРКТИ,2011.-96с.
Юсов Б. П., Шевченко Г. Г. «Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников» Луганск – 1990 г.