Ольга Бородачева
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь-богатство Междуреченска»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Познакомить детей с главным богатством города Междуреченска, каменным углем, его основными свойствами опытным путем.
Задачи:Закреплять умения обследовать предметы, самостоятельно делать выводы о свойствах предметов.
Познакомить с предприятиями нашего города, которые добывают и обрабатывают уголь, профессиями людей которые работают на угольных предприятиях.
Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых, к родному городу.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста „Каменный уголь-богатство Междуреченска“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: Лупы, каменный уголь, вода, молоток, листы белой бумаги, камни, емкости для воды, картинки угля, разрезов и шахт города Междуреченска, предметов, которые получают при помощи угля.
Предварительная работа: Просмотр фильма о Междуреченских угольных предприятиях, беседы на темы «Живая и неживая природа», «Полезные ископаемые Кемеровской области», «Для чего нужен уголь», подбор информации для детских докладов, работа с картой Кемеровской области.
Ход занятия:
(Раздается стук, входит воспитатель одетый Знайкой).
Знайка: Здравствуйте ребята, вы узнали меня, да я Знайка, мне все интересно, я люблю узнавать интересные факты о нашей планете и о том, что нас окружает.
Вот вы знаете, что нас окружает?
Дети: Природа.
Знайка: Правильно, а какая бывает природа?
Дети: Живая и неживая.
Знайка: А, чем отличается живая природа от неживой?
Дети: Живая природа растет, питается, двигается, размножается.
Знайка: Предлагаю вам сыграть в игру «Живое и неживое», если предмет будет относиться к живой природе, то вы должны хлопать, а если предмет относится к неживой природе, то вы молчите.
Дидактическая игра «Живое и неживое»
Цель: Закрепить с детьми понятия живой и неживой природы.
Живая природа: Кошка, цветок, лиса, ласточка, акула, ромашка.
Неживая природа: Облако, радуга, кирпич, дом, ручка, дождь, снеговик.
Знайка: Ребята, а в каком городе вы живете?
Дети: В Междуреченске.
Знайка: А, я узнал, что ваш город очень знаменит, и поэтому приехал к вам в гости, чем знаменит Междуреченск?
Дети: (доклад). В Междуреченске добывают и обрабатывают каменный уголь. Это природное богатство, которое образуется из остатков древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь очень полезен, а чем мы узнаем из загадки.
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Но, уголь также наносит вред окружающей среде, угольная пыль, разлетается по поверхности земли, загрязняет воздух, попадает в организм человека, и вызывает разные заболевания.
Знайка: Сегодня, я приглашаю вас к себе в лабораторию, где мы сможем познакомится с каменным углем и его свойствами.
Скажем дружно волшебные слова: Раз, два, три в научную лабораторию попади, где много узнаешь и очень умным станешь.
Знайка: У вас на столах лежит каменный уголь, рассмотрите его и опишите.
Опыт первый «Твёрдый или мягкий» (Сравнить с пластилином).
Дети трогают уголь, надавливают и сравнивают с пластилином.
Вывод: Уголь твердое вещество, черного цвета.
Опыт второй «Прочный или хрупкий» (Сравнить уголь и камень).
Знайка ударяет молотком по камню, а затем по углю, уголь рассыпается, а камень нет.
Вывод: Уголь хрупкое вещество.
Опыт третий «Тяжелый-легкий» (Сравнить теннисный шарик и уголь).
Дети опускают в разные емкости с водой уголь и теннисный шарик. Уголь тонет, а шарик нет.
Вывод: Уголь тяжелое вещество, поэтому он тонет, шарик состоит из пластмассы, легкий поэтому не тонет в воде.
Опыт четвертый «Волшебный карандаш» (Дети сравнивают камень и уголь).
Знайка предлагает детям потрогать уголь, потереть и посмотреть на свои руки.
Вывод: Уголь оставляет следы на руках.
Знайка предлагает детям взять листы бумаги и уголь и попробовать, что ни будь нарисовать.
Вывод: Уголь может рисовать, из него для художников изготавливают специальные карандаши.
Знайка: Ребята, а кто и где добывает уголь?
Доклад ребенка: Уголь добывают в шахте шахтеры, при помощи специального оборудования, этот вид добычи называют подземным. В Междуреченске есть шахта Распадская, шахта Ленина. (показ картинок). Ещё уголь добывают открытым способом на разрезах при помощи экскаваторов, людей добывающих уголь таким способом называют горняками. У нас в городе есть разрез Междуреченский, Распадский, Красногорский. (показ картинок).
Знайка: А, ещё при помощи угля в наши дома приходит тепло и горячая вода, его используют для изготовления лекарств, лаков, краски, линолеума, пластмассы. (Показ картинок).
Знайка: У меня есть карта Кемеровской области, каменный уголь на карте обозначается черным квадратом, давайте вместе найдем города, в которых добывают много угля и поставим флажки. (Междуреченск, Ленинск, Кемерово, Киселевск и др.)
Знайка: Молодцы ребята, мы сегодня многое узнали, но нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова: Раз, два, три вокруг себя обойди в детский сад попади.
А, вот вам задания на дом:
Задание на дом: Возьмите дома 2 банки с водой опустите в неё уголь, размешайте и оставьте на ночь, в другую насыпьте ложку соли, сделайте вывод, уголь растворяется или нет.
А, мне пора в сказку, до скорой встречи друзья.