Лиана Денисенко
Приобщение детей младшего возраста к театральному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей младшего возраста к театральному творчеству.
Здравствуйте, уважаемые гости!
В дошкольном образовательном учреждении театральная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Публикация «Приобщение детей младшего возраста к театральному творчеству» размещена в разделах
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Основную цель, которую я ставлю в направлении театральной деятельности- сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрально-игровой деятельности, дети смогли применить в повседневной жизни.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Приступив к работе в детском саду, я как молодой специалист наблюдая за детьми своей группы, за играми дошкольников, обратила внимание, что дети мало эмоциональны, мало инициативны, речь плохо развита. Я решила использовать в своей работе как можно больше видов театрально-игровой деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Для того чтобы ребёнок проявил творчество, я в своей работе стараюсь обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, даю необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Очень важно с самого раннего детства приобщать ребёнка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
- обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
- способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
-создавать благоприятный эмоциональный фон для повышения у детей мотивации к участию в театральных играх, снятия напряжённости;
- развивать творческие способности; общую и мелкую моторики; психические процессы;
- воспитывать положительные личностные качества; чувство коллективизма;
- развивать коммуникативные качества личности;
- развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;
- познакомить детей с детской литературой, привить устойчивый интерес;
- формировать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к взаимодействию с педагогом;
- поиск новых педагогических идей для обновления содержания и методики театрализованной деятельности дошкольников.
В своей работе для развития театральной деятельности я знакомлю детей с различными видами театра.
В нашей группе имеются:
1. Пальчиковый театр- это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребёнок может одеть любого персонажа себе на пальчики поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
2. Настольный плоскостной театр- этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей. Быстро сооружается зрительный зал, особых приспособлений не надо достаточно стола, зрители рассаживаются на стульчики и вот у нас уже театр. Этот театр помогает развивать речевую активность детей, память, воображение. Делает детей более раскрепощенными. Способствует общению детей между собой.
3. Театр на цилиндрах- для изучения литературного произведения легко быстро и просто создается театр на цилиндрах. Доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творчестве. Этот театр сделан совместно с родителями, цветные картинки наклеиваются на уже заранее подготовленные цилиндры.
4. Театр на прищепках- способствует развитию мелкой моторики рук. Театр очень прост в изготовлении и в использовании. Дети очень любят использовать его в своей игровой деятельности. Хорошо использовать в ознакомлении с литературным произведением. Легко пополняем.
5. Театр масок- развивает детскую раскрепощность, активизирует речь ребенка, способствует развитию общения между детьми. Его можно использовать, как для знакомства с литературным произведением, так и в свободной деятельности детей для их общего развития и общения. Для детей младшего возраста этот вид театра очень интересен.
6. Драматический театр- один из любимых видов тетра моей группы. Дети с удовольствием наряжаются в различных персонажей, быстро перевоплащаются в героя. Этот вид театра способствует детям быть общительными, коммуникабельными, дружелюбными, добрыми, интеллектуальными, развитыми, учит импровизировать.
7. Платковый театр- в младшей группе я использую этот вид театра для наблюдения за природой, знакомством с окружающим миром. Использую одного героя для сюрпризного момента. Детей это очень радует, забавляет, режимные моменты делает более яркими и интересными. Развивает внимание, речь, вызывает у них чувство радости и положительный настрой.
8. Я начала знакомить детей с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Я не препятствую стремлению малышей поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры. В дальнейшем буду знакомить детей с разными видами кукольных театров. Когда малыши освоят приемы кукловождения, можно приступать к постановке кукольного спектакля.
Театр «Петрушки» - использование сказочного персонажа Петрушки, помогает нам в изучении фольклора. Разучиваем потешки, песни, отгадываем загадки. Способствует развитию внимания, речи, памяти, воображения. Создает положительный эмоциональный настрой ребенка.
Использование таких видов театра в режимных моментах (прогулка, свободная деятельность, непосредственной образовательной деятельности, помогли решить задачи и цель поставленные мною. Дети стали более общительными, сами проявляют инициативу в разыгрывании сказок с использованием настольного и пальчикового театра, наряжаются в различные персонажи (лисичку, медвеженка, тигренка, собачку и т. д.) Речь стала более четкой, увеличился словарный запас, повысился контакт между детьми. Дети стали более дружелюбными, общительными. Познакомились с детскими литературными произведениями (сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», В. Сутеева «Под грибом» и др.). Повысился познавательный интерес.
Наша группа постоянно пополняется новыми видами театра.
В дальнейшем для своей группы я планирую сделать теневой театр- самый загадочный театр, выключается свет, зажигается фонарь и начинается сказка, действие, таинство. Его можно использовать во второй половине дня в свободную деятельность. Теневой театр является не просто разновидностью игры для ребёнка, это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребёнка, развивают его воображение.
Театр тантамаресок- красочное плоскостное изображение костюма персонажа на тонкой фанерной доске с отверстиями для лица и рук, соответствующие росту выступающего. Ребенок- актер приближает лицо к верхнему отверстию, а руки вставляет в боковые. Подобная техника помогает перевоплощаться в любимых героев, просто, без особых приготовлении.
В своей работе по театральной деятельности я активно привлекаю родителей и других членов семей воспитанников, так как считаю это сотрудничество необходимым и эффективным в воспитании и образовании детей. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Они помогли приобрести в группу вешалку для костюмов, сделали театральную ширму. Я предлагаю им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций. Родители активно помогают во всём.
Надеюсь, что мое выступление поможет вам успешно приобщать детей к театральному творчеству. Пусть с вашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
Г. Попова