Винера Агапова
Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям республик Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство - каждодневное открытие
мира и, поэтому надо делать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия».
В. А. Сухомлинский.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Публикация «Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям республик Поволжья» размещена в разделах
Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно-нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традиций, культуры. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы детского сада.
Мою группу также посещают дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, чуваши, и я столкнулась с проблемой формирования культуры межнациональных отношений, воспитанием у детей миролюбия, принятия и понимания других детей и взрослых, независимо от национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
Мне на помощь пришла проектная деятельность.
Проект «Дружат дети на планете» я реализовывала в течение 2-х лет.
Актуальность проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с обычаями и традициями народов Среднего Поволжья обусловлена :
1. Недостаточно сформированными представлениями детей о традициях, обычаях своего народа и народов Среднего Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва).
2. Утратой подрастающим поколением привязанностей к традициям и обычаям не только своего народа.
3. Необходимостью формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками независимо от национальности.
Цель проекта:
• Дать детям знания о народах Поволжья, их культуре и традициях.
• Воспитывать у детей любовь к малой Родине.
• Способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.
Задачи проекта:
• Организация планомерной работы по приобщению воспитанников к культуре и традициям народов Поволжья.
• Вызвать у детей интерес к познанию культуры других национальностей.
• Формировать у детей умения реализовывать представления и знания о традициях, обычаях в разных видах деятельности.
• Вызвать у родителей интерес к проблеме приобщения детей к культуре народов Среднего Поволжья.
• Привлекать родителей к процессу проведения совместного досуга.
Решая задачу по ознакомлению с родным краем, я обратилась за помощью в детскую и центральную библиотеки, краеведческий музей города.
Первым этапом работы стала – организация развивающей среды. Основная задача, ставшая передо мной – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.
В моей группе был организован национально-региональный центр, в котором содержится:
• Государственная символика РТ и РФ;
• методическая литература, знакомящая детей с историей, культурой, искусством, трудом и бытом народов Поволжья;
• куклы в национальных костюмах народов России, Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Чувашии.
• детская художественная литература, иллюстрации к сказкам Г. Тукая;
• образцы национальных блюд РТ и РФ;
• наборы открыток, о столицах - России (Москва) и Татарстана (Казань);
• альбомы: «Столица России Москва», «Столица РТ Казань», «Мой Агрыз», «История создания Чувашской республики», «Города Башкирии», «Природный, животный и растительный мир России и Среднего Поволжья», «Национальные куклы», семейные фотоальбомы «Мы разные – мы вместе».
• музыкальные народные инструменты, игрушки, образцы народного творчества, народные костюмы.
Мною был составлен комплексно-тематический план, в который вошли мероприятия, проводимые не только с детьми, но и с их семьями.
Разработаны конспекты образовательной деятельности с использованием практического материала. Многие из них были приурочены к конкретным событиям и праздникам народов Среднего Поволжья, например: «Вой кэллян», «Гырон Быдтон», «Яблок спас», «Чечы спас», «Мульы спас» - удмуртские. «Навруз», «Сабантуй», - татарские. «Выль ар», «Агавайрен», «Семык» - марийские.
Я познакомила детей с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями народов Поволжья. Всё это способствовало развитию познавательных интересов у детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважению к предкам, интерес к самобытной культуре народов Поволжья. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Подвижные и дидактические игры помогли мне обогатить и закрепить знания детей о народах, проживающих в Поволжье, найти отличия и сходства истории и современности, обогатить речевой запас.
В моей группе проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией.
Ежегодно, совместно с инструктором по физическому развитию, на улице проводим праздник «Масленица». Ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год «в горькой беде». Русская пословица говорит «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи».
Летом, совместно с воспитателями по обучению детей татарскому языку, организуем татарский национальный праздник «Сабантуй». Это целый день различных развлечений: танцы, песни, народные игры «Бег с коромыслами», «Бег с яйцами», «Прыжки в мешках», «Разбей горшок», игры-соревнования «Битва подушками», «Перетягивание каната». Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – порадовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.
Родители воспитанников являются активными участниками педагогического процесса, они принимают участие:
• в украшении группы (зала) к народным праздникам;
• в изготовлении атрибутов, пособий;
• в пошиве народных костюмов;
• в выставках семейного творчества, смотрах-конкурсах развивающей среды, конкурсах, презентациях;
• в совместных прогулках, экскурсиях (в музей, детскую библиотеку);
• в играх-соревнованиях, развлечениях, праздниках, играя различные роли.
В своей работе я преследовала главную цель – объединить в единую систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение, воспитать всем вместе толерантного и ответственного гражданина, любящего свой народ, свою Родину.
Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.
Воспитанники моей группы :
• знают свою национальность;
• умеют наладить бесконфликтные отношения друг с другом, дружить;
• проявляют интерес к культуре своего народа, культуре других народов;
• активно используют в речи потешки, считалки, загадки;
• умеют играть в народные подвижные игры, знают их названия;
• знают названия народных праздников, поют песни, исполняют частушки, читают стихи;
• используют атрибуты народной культуры в самостоятельной игровой деятельности;
• проявляют интерес и бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. Работать в этом направлении интересно и мне, и детям, и родителям.
Систематическая, комплексная работа по возрождению национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам позволила выявить следующую результативность:
- в группе созданы условия, обеспечивающие духовно-нравственное, патриотическое, социально-эмоциональное развитие детей;
- создана богатая предметно-развивающая среда;
- отработана система диагностической работы по выявлению знаний, умений и навыков воспитанников;
- повысилась мотивация к изучению культурного наследия народов Поволжья у воспитанников и их родителей;
- введено в традиции группы проведение народных праздников;
- налажена единая система взаимодействия «ребёнок-педагог-родитель».
В толковом словаре русского языка В. И. Даля можно прочесть: «Лад – это мир, согласие, дружба, отсутствие вражды, порядок». Как же не хватает нам всем этих качеств в современном, агрессивном мире. Как важно, чтобы наши дети были в ладу с собой, другими людьми, природой.
На Волге живу я
И песни слагаю
О счастье, не помня о зле.
И братьями всех я людей называю,
Живущих на нашей земле.
Здесь с русскими рядом
Живут по соседству
Чуваши, татары, мордва.
И Волгу родную
Мы любим всем сердцем.
Здесь дружба народов жива.
Кувшинникова Е. В.
Спасибо за внимание!