Елена Козлова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «В гостях у рукодельницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуре через знакомство с художественными промыслами, устным народным творчеством, русским народным играм.
Программные задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о предметах народно- прикладного искусства
- Познакомить детей со способами изготовления изделий из овечьей шерсти.
Способствовать развитию понимания детьми содержания пословиц и поговорок.
- Воспитывать интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Народному быту, желание участвовать в совместных играх.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „В гостях у рукодельницы“» размещена в разделах
- Приобщать детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадок, пословиц, поговорок, стихотворений).
Материалы:Зал оформлен в стиле русской избы (горницы); народный костюм; выставка полотенец, расписных матрешек; рушников вышитых узорами; старинных деревянных предметов; домотканых дорожек, ковриков; шерстяных изделий (кофты, свитера, носки, варежки, платки, шарфы и др.); шерстяных разноцветных клубков титок, спицы, крючки и т. д.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, фотографий, предметов русской старины: прялка, ткацкий станок, русская печь, горница, русские народные костюмы, предметы ручной работы: полотенца, рушинки, дорожки, коврики и многое другое.
Беседы, рассказы по теме.
Просмотр презентации "Быт людей в старину".
Знакомство и разучивание русских народных игр, пословиц, поговорок, стихотворений.
Содержание занятия :
1. Оргмомент. Приветствие гостей.
В детский сад пришло письмо от рукодельницы, где она приглашает детей к себе в гости- русскую избу (горницу, для того, чтобы дети познакомились со старинным бытом людей и предметами их окружения, с появлением первой одежды на Руси. Но Рукодельница просит у детей прощения за то, что ее временно не будет, так как срочно вызвали в наш Орловский Краеведческий музей помочь оформить выставку кукол. Обещает скоро вернуться к детям с сюрпризом.
2. Мотивационно- ориентировочный этап:
Цель первой части занятия : педагог с детьми проходит в "горницу" и там предлагается детям рассмотреть предметы старины.
По ходу рассматривания воспитатель рассказывает о происхождениях этих вещей, как люди их делали своими руками, украшали (расписывали, вышивали, как ими пользовались. Во время этой беседы дети могли брать эти предметы в руки, рассматривать их (тактильные ощущения).
Цель последующей работы определялась стремлением детей узнать, как появилась первая одежда на Руси.
Педагог предлагает детям присесть на лавки, укрытые домоткаными дорожками (обращает внимание детей на эти дорожки) и послушать рассказ, который им приготовила Рукодельница "Путешествие в прошлое одежды"
Содержание:
Когда -то давным -давно на планете было тепло и люди обходились без одежды. Они прикрывались только набедренными повязками из листьев растений. Но постепенно на Земле стало холодать. Люди начинали мёрзнуть. И тогда они придумали- они стали заворачиваться в шкуры зверей.
Время шло, на Земле становилось ещё холоднее и человек научился добывать из растений волокно, прясть пряжу на прялке.
А еще человек научился брать шерсть животного, затем из комочка шерсти сучить нитку (на прялке) с сматывать эту нитку в клубочки. А уже с помощью этих клубков ниток люди научились вязать одежду, плести коврики и так далее.
Позднее люди придумали и изготовили ткацкий станок, на котором ткали ковры и многие другие замечательные вещи.
А занимаются этим мастера- ткачи. Их труд важен и нужен людям. Беседа (педагог задает детям вопросы, для чего людям нужны ковры, тёплая шерстяная одежда)
3. Поисковый этап.
Педагог предлагает детям подойти к выставке с шерстяными вещами, которые связала своими руками Рукодельница и рассмотреть их, потрогать руками и сказать, какие они: Мягкие, пушистые, тёплые и т. д. (употребление прилагательных); а также применяется метод тактильного ощущения.
Далее педагог подготавливает детей к Хороводной игре.
Давным-давно все девушки умелицы умели прясть. С прялками девушки ходили на посиделки или супрядки веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки начинали прясть, затягивали песни. Вскоре приходили и парни в избу. Избы быстро заполнялись народом. работа чередовалась с пением, играми и плясками.
Хороводная игра "Ходит Ваня посреди кружочка" (с ленточкой).
После игры (по письму Рукодельницы) дети садятся на лавки и разговаривают о народной мудрости: "Сядем рядком, да поговорим ладком" (пословицы и поговорки о беседе, о разуме).
Словесно- дидактическая игра "Кузовок"
4. Практический этап.
Приход персонажа-Рукодельницы
"Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в мкду,
Сладки яблочки в саду!"
Беседа Рукодельницы о том, что дети узнали много нового и интересного у нее в доме (горнице).
Рукодельница, как и обещала, пришла с сюрпризом. Она принесла детям презентацию: фотографии старинных предметов, (показ на компьютерес последующим объяснением увиденного. (Беседа персона с детьми во время просмотра)
персонаж угощает детей связкой баранок и предлагает в группе попить крепкий чай с баранками из самовара.
5. Рефлексивно- оценочный этап.
Педагог предлагает детям поделиться впечатлениями, организуется обсуждение:
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Что нового мы узнали из жизни русского народа в старину?
- с какими предметами мы познакомились?
- Нужно ли это нам в жизни? Зачем?
- Что вы чувствовали все это время?
Педагог благодарит детей за их интерес, внимание к жизни народа в старину.