АНАСТАСИЯ АБРАМОВА
Приобщение детей к чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема приобщения детей к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидения, компьютеров и т. п. привело к существенному снижению интереса детей к чтению.
"Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времён и народов", – писал Л. Н. Толстой. "Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний", – отмечал Ю. А. Гагарин.
Публикация «Приобщение детей к чтению художественной литературы» размещена в разделах
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в дошкольном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Отчасти это связано не только с жёсткой конкуренцией телевидения, видео, но и ещё и с тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте остается с нами навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает. Знакомство детей с художественной литературой, дает лучшие результаты, если объединены усилия и воспитателей и родителей.
Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развиты память, внимание, воображение.
Чтение развивает души человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Наша задача – приобщение подопечных к детской литературе и детскому чтению.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекает действия и поступки. Он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольником возрасте становится доступным восприятию более сложные герои, чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Воспитательная роль художественной литературы была отмечена российскими педагогами издавна. К. Д. Ушинский утверждал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, в приобщении его к родному языку.
Ценить прекрасное, любить и понимать его, мы уже начинаем учить с раннего возраста. Дети, получившие хорошее эстетическое воспитание, в дальнейшем оказываются наиболее развитыми, свободными при общении, раскрепощенными, приобщенными к искусству, книгам.
Дети, «замыкаясь» на телевизорах, компьютерах, становятся менее общительными, конфликтными, не умеют сочувствовать, поддерживать, выражать свои чувства настроения.
Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
В связи с выявленной проблемой о недостаточном чтении художественной литературы детям, в семье можно предложить тему «Книга – лучший друг!» с целью помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Одной из эффективных форм работы с детьми является проведение викторин, проведение конкурсов, решение литературных кроссвордов и иных подобных литературных затей : таких как: «Через театр кукол – в мир книги», «Моя иллюстрация к книге», «Литературная мозаика» (читаем отрывки произведений, вспоминая весь рассказ, «Экскурсия по книге – свободная форма рассказа о прочитанном», сравнение двух книг.
Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Литература.
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: Воспитательная работа с дошкольниками / А. В. Бакушинский. – М. : Карапуз, 2009. С. 95-103
2. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности / Под ред. О. М. Потаповской. С. 115-125.
3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. – М. : Педагогика, 1972. С. 152
4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс, 2003. С. 176