Папки-передвижки

Приобщение детей дошкольного возраста к элементам русского народного музыкального фольклора посредством применения технологии

Вячеслав Кузнецов
Приобщение детей дошкольного возраста к элементам русского народного музыкального фольклора посредством применения технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Приобщение детей дошкольного возраста к элементам русского народного музыкального фольклора посредством применения технологии элементарного музицирования

Слайд 2

Период от рождения до школьного возраста - время наиболее стремительного всестороннего развития ребенка, первоначального формирования совокупности качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к элементам русского народного музыкального фольклора посредством применения технологии» размещена в разделах

Слайд 3

Реализация возрастных возможностей развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - игре, речевом развитии, рисовании, музыкальной деятельности и др.

Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Одной из форм приобщения к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки.

Слайд 4

Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности :

- пение народных песен;

- слушание народной музыки;

- народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально - фольклорные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

Посредством использования фольклорного материала на музыкальных занятиях происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера : представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.

Слайд 5

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах : ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках, также с большим интересом малыши играют на других детских музыкальных инструментах.

Слайд 6

Идеальным способом проявления творческого начала каждого ребенка стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная, как технология Татьяной Эдуардовной Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Слайд 7

Цель данной технологии - формирование у детей дошкольного возраста первоначальных навыков элементарного музицирования, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью слова, ритма и музыки.

Задачи, которые выполняются посредством использования технологии :

- развивать эмоциональность детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

- воспитывать интерес и любовь к музицированию;

- развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию;

- формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа:

- прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей;

- разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка;

- освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.

Слайд 8

ДМИ также используются для знакомства детей с элементами русского народного музыкального фольклора. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к Родине. Музыкальный народный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В веселой игровой форме с помощью русских народных игр дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Техническая лёгкость игры на детских музыкальных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое воздействие располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, детские музыкальные инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Слайд 9

Так, например, малыши подыгрывают веселой русской народной плясовой в музыкальной игре «Дрема».

«Дети стоят в кругу, на полу разные музыкальные инструменты. В центре «спит» Дрема. Играющие водят вокруг него хоровод:

-Дрема дремлет, спать хочет,

-Тебе полно. Дрема, дремать,

-Тебе пора, Дрема, вставать.

-Встань, колокольцы звонят,

-Встань, часы говорят.

-Люди сходятся,

-В хоровод становятся.

Дрема встает и отвечает:

- Мне давно было встать,

-Мне кругом походить,

-Мне людей посмотреть, мне себя показать.

-Раз. два, три – музыку заводи!

Играющие начинают ритмично играть на своих ДМИ под звучащую плясовую мелодию.»

Слайд 10-11

Малыши могут подыгрывать на ДМИ веселым русским народным попевкам, песенкам или прибауткам. Например во время исполнения прибаутки «Петушок» дети могут музицировать на ложках, также можно использовать игру на ложках во время прослушивания русской народной мелодии «Светит месяц».

Слайд 12

Кроме того, технология элементарного музицирования включает в себя «звучащие жесты» - это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. Возможность использования звучащих жестов дает мотивацию к самостоятельной импровизации детей в процессе игры, пения. Кроме того, звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается через движение и мышечные ощущения человека. Так, при исполнении песенок, потешек можно «музицировать» ладошками, например, в потешке «Тра-та-та» звучащие жесты используются следующим образом:

- Тра-та-та! Тра-та-та! (Хлопают в ладоши)

- Вышла кошка за кота! (Хлопают в ладоши)

- За кота Котовича (Делают шлепки по коленям двумя руками одновременно)

- За кота Петровича (Делают шлепки по коленям двумя руками поочередно).

Слайд 13

Кроме ДМИ, изготовленных на производстве, технология элементарного музицирования предполагает использование самодельных ДМИ из подручных материалов и предметов (баночки от йогурта, различные коробочки, пластиковые бутылки и др.). Детям получают новые музыкальные впечатления и испытывают положительные эмоции, открывая для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими в результате взаимодействия с, казалось бы, самыми обыкновенными предметами. Инструменты – самоделки можно использовать для музицирования с теми же произведениями русского народного музыкального фольклора, что и обычные ДМИ.

Слайд 14

Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Слайд 15

Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Технология элементарного музицирования является универсальной, так как в ее контексте слово «элементарное» имеет смысл «простое», «доступное каждому» (но не примитивное, следовательно, данная технология применима педагогом при работе с малознакомыми воспитанниками, так как каждый малыш способен к элементарному музицированию.

Слайд 16

Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на ДМИ развиваются музыкальные способности малышей, мелкая моторика, улучшается двигательная активность. Кроме того, данная технология позволяет приобщать детей дошкольного возраста в веселой увлекательной форме приобщать к элементам русского народного фольклора. Музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный потенциал. Использование на занятиях различных форм музыкального фольклора способствует формированию исполнительских навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, эмоциональности, творчества ребенка, а также воспитывать уважение к традициям своего народа.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Нетрадиционное физкультурное оборудование для обучения детей старшего дошкольного возраста элементам плаванияНетрадиционное физкультурное оборудование для обучения детей старшего дошкольного возраста элементам плавания Цель: Укрепление и закаливание организма ребенка; Задачи: 1. Воспитывать устойчивый интерес, мотивацию к систематическим занятиям плаванием;.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возраста Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов,.

Конспект музыкального открытого занятия с использованием русского фольклора в средней группе «Через луг в деревню» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42» Изобильненского городского округа Ставропольского края.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУЗначение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к элементам русского народного музыкального фольклора посредством применения технологии
Опубликовано: 7 января 2024 в 17:08
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к элементам русского народного музыкального фольклора посредством применения технологии» (включая файлы) размещена пользователем Вячеслав Кузнецов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД