Ирина Бершина
Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Язык – бесценный дар, которым наделён человек. В нём одухотворяется весь народ и вся его история.
Поэтому, владение языком – главное, чему стоит учиться в жизни, в семье, детском саду. Вот почему у любого народа знанию родного языка отводится значительная роль.
Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» размещена в разделах
Состояние родного языка, его роль в обществе определяют состояние национальной культуры. Язык выступает важным средством, способным помочь проникнуть в скрытую сферу ментальности, поскольку через призму языка происходит восприятие и воссоздание реальности.
В нашем детском саду обучение мордовскому языку идёт в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг. В дошкольной организации создан кружок по обучению детей мордовскому (эрзя) языку.
Главной целью данной работы является изучение национальных традиций и культуры мордовского народа, включая языковую культуру мордовского народа.
Занятия кружка мы проводим в соответствии с программой Исайкиной А. И. «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия». Данная программа позволяет нам внести свои инновационные творческие разработки в структуру занятий, сделать их более яркими и интересными. Мы стараемся в каждое занятие внести какие-то колоритные моменты традиционной мордовской культуры.
Кружок по обучению мордовскому (эрзя) языку, руководителем которого я являюсь, называется «Эйдине». (Слайд 2) В нем занимаются не только дети мордовской национальности, но и русскоязычные дети. Все занятия проводятся в игровой форме. Игра, создание игровых ситуаций, фольклор, использование мультимедийного оборудования (Слайд 3) способствуют созданию устойчивого интереса к изучению мордовского языка. (Слайд 4)
Мордовские игры кроме языковой составляющей несут в себе ещё и развитие физических качеств и творческих способностей. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. Дети с удовольствием играют «В палочки», «В колечко», «Нумолнэсэ».Для придания игре наибольшего национального колорита мы используем маски, мордовские костюмы, предметы народного быта. (Слайд 5)
Для того чтобы было легче ориентироваться в подвижных играх мною создана картотека мордовских подвижных игр. (Слайд 6)
В рамках инновационного направления, над которым работает наша дошкольная образовательная организация «Пути реализации личностного подхода к воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях поликультурной среды региона» мною разработано несколько долгосрочных инновационных проектов.
Один из них проект «Ёвкст каштомо вакссо» («Сказки возле печки») Данный проект предусматривает драматизацию мордовских народных сказок, где дети изображают сказочных героев, которые говорят по-мордовски, поют мордовские песни, исполняют мордовские танцы, играют на народных инструментах. (Слайд 7)
Сказочница – бабушка Окся не только рассказывает сказки, но и учит детей печь блины, варить кашу, прясть пряжу и плести лапти. Сценарии сказок разработаны как на мордовском, так и на русском языке. Сначала мы драматизируем сказку на русском языке, а затем, уже к подготовительной группе сказка полностью звучит на мордовском языке.
Проект «Обучение мордовскому языку средствами музейной педагогики» позволяет использовать средства пространственно-развиващей среды дошкольной образовательной организации для обогащения языковых впечатлений детей. Этот проект помогает увидеть богатство мордовского языка, развивает память, воображение, способствует умственному развитию. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомления, а многократное повторение в различных вариантах хорошо запоминается.
Проект разработан для всех возрастных групп. Все мероприятия в рамках проекта проводятся в мини-музее по краеведению, где собран богатый этнографический материал. Для наиболее полного усвоения знаний детьми разработаны серии конспектов по ознакомлению с предметами быта в музее, разработан график посещения музея, перспективное планирование занятий и развлечений. (Слайд 8)
Каждое мероприятие в музее сопровождают фольклорные произведения.
Свои языковые знания и знания культуры мордовского народа дети проявляют на различных фольклорных праздниках
«Этнодефиле» (Слайд 9)
«Масленица» (Слайд 10)
«Акша келу» (Слайд 11)
«День Мордовских языков» (Слайд 12)
«Ярмарка», «Пасха»
Проведенные праздники и развлечения с использованием материала на мордовском языке, на мой взгляд, являются одной из самых ярких форм закрепления знаний мордовского языка. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор. Не стесняясь, они пытаются составлять диалоги и монологи на мордовском языке.
Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. А наша задача педагогов найти такие формы работы, такую мотивационную составляющую, чтобы сделать процесс ознакомления детей с родным языком интересным и увлекательным.
Мы должны приложить все усилия для возрождения языка. Язык – это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет! (Слайд 13)
Использованная литература:
1. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.
Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. /О. В. Бурляева и др. – г. Саранск: Мордовское книжное издательство 2011г.
2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.
3. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
4. Лисьмаприне :Вишкинетненьтуртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.
5. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
6.«Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.
7. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
8. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». / М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.