МААМ-картинки

Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Светлана Сурнина
Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией
▼ Скачать + Заказать документы

С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.

Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Публикация «Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией» размещена в разделах

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор его воображению и собственному творчеству.

Они оживляют для ребенка страницы книги, раскрывают содержание, помогают лучше запомнить. Дети не устают снова и снова подолгу вглядываться в рисунки полюбившейся им книги, переживая вновь и вновь ее содержание, вспоминая мельчайшие подробности.

Повторное рассматривание учит детей осмысливать рассказ художника, развивает хороший вкус, подготавливает к пониманию произведений искусства.

С самого рождения в поле зрения ребенка попадает великое множество живых существ и неживых предметов. Все они разного цвета, формы, и проявляют себя по-разному. Однако все, что можно видеть, наблюдать дома, на улице, даже в лесу и в поле, лишь малая часть того, чем богат мир.

Картинки в книгах - вот, пожалуй, самый простой выход из этого положения. Иллюстрация в книгах - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. И поэтому, выбирая книгу для детей, необходимо оценивать ее не только как литературное произведение, но и как неразрывный комплекс искусств, обращенных к детскому сознанию.

Рисунки в книгах как окошки в мир. Открыли одну книгу - попали в лес, увидели и узнали его обитателей. Открыли другую - увидели космический корабль. И эта умная машина вызывает интерес у ребят ничуть не меньше, чем лесные звери.

На рисунках ребенок не только впервые видит то, что изобразил художник. Читатель может, сколько захочет рассматривать полосатого тигра, неуклюжего бегемота, могучего буйвола, крохотную птицу колибри, веселую стрекозу. Потому что все, что в этом мире бегало, прыгало, ползало, художник остановил и заставил замереть в такой позе, чтобы ребенок заметил самые главные, самые отличительные признаки. Заметил, рассмотрел, запомнил, а потом с радостью первооткрывателя узнал своих новых знакомых, увидав их в кино, а может быть и в жизни.

Конечно, рисунки художника не детальное копирование природы, они условны и образны. Но дети без труда улавливают сходство животного, растения, изображенных на картинке в книге и существующих в жизни, если только в художественном образе не потеряна смысловая и эмоциональная связь. И чем своеобразней подчеркнуто и выявлено в рисунках многообразие мира, тем лучше для развития ребенка.

Каждый художник-иллюстратор показывает ребенку мир таким, каким он видит его сам. Есть у книжной иллюстрации еще одна, может быть, самая восхитительная возможность - показать мир несуществующий, мир фантазии и воображения - сказочный мир. Сказка избирает местом действия любые пространства. То вслед за сказкой дети отправляются в лес, и лес этот оживает. Человеческим языком говорят дикие звери, деревья, птицы и бабочки. На ветвях вырастают сиреневые листья, а из под коряги вылезает кикимора… то вдруг оживают предметы в доме, и удивительная сказочная страна возникает здесь же в комнате.

Так вместе с образом сказочного героя входит в сознание ребят и наглядное представление о человеческих пороках - злости, хитрости, глупости. Осмысленными становятся слова, которые часто произносят взрослые: «хитрый, как лиса», «трусливый, как заяц».

Но не только человеческий характер определен в сказке. Ярко выражен в ней и характер национальный. Сказка - это чудо. Все, что происходит в ней, удивительно и необычно, все поступки, события и краски - в степени превосходной.

Дети с радостью принимают такую свежесть рисунка, такое безудержное веселье красок, отвагу фантазии. Они необходимы им, как воздух. События, которые описываются в сказке, могут происходить на земле, под землей, в лесу, на небе - словом, где угодно. И художник-иллюстратор должен передать нам точные приметы, действия.

Любая иллюстрация, самая прекрасная, художественно завершенная, неразрывно связана с текстом, рождена им. Художник и писатель, объединившись в одной книге, высказывают читателю свои мысли, свои идеи. Только один – словом, а другой - рисунком. И чем ярче талант каждого, чем глубже их взаимопонимание, тем интересней становится книга.

Рассматривая вместе с ребенком иллюстрации нескольких художников к одной сказке, взрослый должен обратить внимание ребенка на особенности каждого художника, помочь дошкольнику в этих разных изобразительных прочтениях увидеть разнообразие и богатство окружающего мира.

Даже в книгах для школьников иллюстрация играет часто решающую роль, пробуждая воображение и творческое восприятие юного читателя, помогая ему пойти вслед за текстом, проникнуть в суть повествования. Для малышей книжка без картинок просто невозможна. Их способ восприятия мира, а значит, способ восприятия книги требуют не только образности, но образности ясной, завершенной, обращенной ко всем человеческим чувствам.

Художник силой своего таланта и знанием детской психологии будит воображение ребенка, вызывает ребенка на игру. Дети сами становятся участниками событий, отображенных в рисунках. Они веселятся, печалятся вместе с персонажами. Иллюстрации формируют ум, чувства детей, вызывают детей на разговор

Поэтому так важно и необходимо внимание взрослых к детским книжкам с картинками.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством ознакомления с ПДД В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально - коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного.

Моделирование как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой Развитие навыков слушания текста художественного произведения; объяснения прослушанного текста художественного произведения (поступков персонажей.

Презентация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры» Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы.

Формирование гигиенических навыков в процессе режимных моментов у детей младшего дошкольного возраста Формирование гигиенических навыков в процессе режимных моментов По какой программе бы не работали педагоги в группах раннего возраста,.

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игрФормирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр Дидактические игры для детей младшего дошкольного дошкольного возраста направленные на развитие мелкой моторики рук могут быть выполнены.

Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей 2016 Консультация для педагогов Тема: Формирование у детей представления о социальной значимости взрослых в процессе ознакомления с профессиями.

Консультация «Формирование читательского интереса у дошкольников» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский. Актуальность Детство – ответственный.

Развитие читательского интереса у детей "Развитие читательского интереса у детей» Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания,.

Сценарии конкурса чтецов для Книжной недели «Книжное королевство» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Сценарий «Конкурс чтецов». (для детей младшего и среднего дошкольного возраста) подготовили и провели Парфенова Ю. А. и Макарова Е. А.

Использование игровых дидактических компьютерных пособий в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста В условиях модернизации отечественного образования, дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 06:05
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сурнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД