Лилия Файзуллина
Приобщение детей к истокам родной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
На рубеже XX – XXI веков для нашего общества стало актуально обращение к истории, опыту прошлого, народных обычаев, обрядов. Акцент на знании истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем понять и постичь культуру других народов, с уважением и интересом относиться к их культурным традициям.
В дошкольном возрасте формируется личность ребенка и его характер, развиваются патриотические чувства - любовь к родной стране, к малой родине. В нашем детском саду работа по приобщению дошкольников к истокам родной культуры проводится с 1995 года.
Темочки:
Целью внедрения в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения национально – регионального компонента является приобщение детей к истокам национальной культуры, формирование у детей дошкольного возраста базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом, жизнью родного народа, его характером, нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Перед педагогическим коллективом в данном направлении поставлены задачи:
• воспитание интереса и любви к национальной культуре;
• развитие у детей уважения и толерантности к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности;
• воспитание патриотических чувств к своей малой родине, уважительного отношения к родителям, родственникам;
• прививать любовь к родному языку.
Для реализации национально-регионального компонента организовано предметно-развивающее пространство:
в детском саду:
• стенды «Приобщаем к национальной культуре», «Мы разные, но мы вместе», «Наша Родина»
• методические копилки
• фотокалейдоскоп
• выставки
в группах:
• уголки: в группах - «Я и мое имя», «Твои корни, малыш», «Наш детский сад»
• мини-музеи: «Русской культуры», «Татарской культуры»
• методический, дидактический материал
• образцы народно-прикладного творчества.
В соотнесении с образовательными областями педагогическим коллективом ДОУ разработан комплекс задач по реализации национально – регионального компонента по каждой возрастной группе, определено содержание образования детей на основе интеграции различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, рецептов блюд, устного народного творчества, народных подвижных игр, художественных образов, литературы и т. д.)
Все содержание работы распределено на 5 тематических блоков:
• блок «Я, и мое имя» - ознакомление дошкольников с открытием своего я, интереса к себе к своей жизни, своей внешности;
• блок «Твои корни, малыш» - знакомство со своей родословной, с воспитанием гордости за свою семью, ее истоки, традиции;
• блок «Наш детский сад» - знакомство детей с детским садом, с трудом взрослых в детском саду;
• блок «Родной край» - знакомство с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. Приобщать детей к изучению истории родного края. Воспитывать чувство патриотизма, гуманности, нравственности. Формировать бережное отношение к природе, историческим местам. Знакомить с родным селом, учреждениями, архитектурными памятниками, людьми, которые работают в родном селе;
• блок «Национальная культура» - познакомить детей с национальной культурой через устное народное творчество, народные игры, через полноценное включение народной культуры в процесс эстетического воспитания и развития дошкольника.
Продуманы формы организации художественно – эстетических видов деятельности и ситуации общения.
Педагогами используются различные формы работы по реализации национально-регионального компонента:
Деятельность с детьми:
• непосредственно-образовательная деятельность
• экскурсии
• чтение
• экологические акции
• подвижные игры
• выставки, конкурсы
• продуктивная деятельность
• просмотр и прослушивание произведений
• беседы
• праздники, развлечения
Взаимодействие с родителями:
• информация в родительских уголках, стендах, СМИ, на сайте детского сада
• тематические родительские собрания
• художественные мастерские
• выставки, конкурсы
• фотогалереи
• дни открытых дверей
• праздники, развлечения
• консультации
Деятельность с воспитателями:
• семинары-практикумы
• конкурсы идей
• консультации, лекторий
• мастер-классы
• творческие часы
• педчасы
Национально-региональный компонент в детском саду реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности, то есть приобщение воспитанников к быту русского и татарского народов, народов других национальностей их традициям и культуре в разных видах деятельности. Мы в своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, о культуре и традициях татарского народа, но и пытаемся дать элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур. Дети играют и общаются, а значит, уже в дошкольном возрасте вплетают в свою жизнь ростки иной культуры, что обязательно скажется на их социальном становлении. Целенаправленная деятельность в стенах детского сада по приобщению детей не только к родной культуре, а и к культуре других народов, соседствующих, живущих рядом – один из самых действенных методов формирования толерантного отношения к представителям других культур.
Приобщение к национальной культуре разных народов мы рассматриваем как основной путь воспитания у детей национальной толерантности. Нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому мы стараемся обогатить детей представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, о том, что сближает, роднит данный народ с другими.
Как результат мы ожидаем, что у выпускников нашего детского сада будут сформированы: бережное отношение к родному краю; представления о флоре и фауне родного края; представления о быте и труде народов, проживающих на территории родного края, дети будут знакомы с особенностями народно – прикладного искусства русского и татарского народа, а также некоторых народов проживающих на территории Тюменской области. Уверены, что знакомство с родной культурой и культурой других народов поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов, воспитать у детей толерантность.