Безруких оксана юрьевна
Рабочая программа «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке,
Народные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
Публикация «Рабочая программа „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района“» размещена в разделах
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
1. 2Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущем ему нравственным ценностям, традициям, особенностям культуры.
1. 3Задачи:
- формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.
- пробудить чувства любви к малой Родине.
- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.
- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному району.
- формирование нравственных качеств, для установления позитивных межличностных отношений.
- создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.
1.4. Принципы рабочей программы :
- При разработке и реализации программы использованы материалы в
соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Материал по краеведению доступен и понятен.
1.5. Психолого – педагогические особенности детей :
Дети в группе одного возраста. Очень творческие. Приоритетом в группе
является нравственно-патриотическое воспитание.
1.6. Планируемые результаты освоения программы :
После реализации рабочей программы в предметно – пространственной
среде:
- организованы тематические выставки;
- оформлен творческий уголок в группе;
- подобраны дидактические игры.
После выполнения поставленных целей дети будут готовы и способны:
- самостоятельно рассказывать о жизни и традициях своей семьи;
- интересоваться природой нашей местности и их жителями, их бытом.
2
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности:
Календарно- тематический план:
Сроки реализации Тема месяца Содержание деятельности.
дата
Сентябрь «Наше село» -Анкетирование родителей
- Вводное занятие «История создания с. Мамонтово
-Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Октябрь «Все меняется!» - Рассматривание альбома старого и нового села Мамонтово
-Посещение музея
Ноябрь «Русский народный костюм» -знакомство детей с русским народным костюмом.
-Презентация «Народный костюм»
-создание альбома «Русский народный костюм»
Декабрь «Русские народные игры» -Знакомство детей с народными играми
-Создание картотеки «Народные игры»
Январь «Народное исскуство» -Знакомство с народным искусством.
-Урало-сибирская роспись
Февраль «Занятия наших предков» -Просмотр фильма о народных промыслах
-Беседа с детьми о том, где работали наши предки в с. Мамонтово
Март «Наша Родина-Россия!» -Знакомство детей с народными пословицами, поговорками, песнями.
-Создание картотеки
Апрель «Масленица» -Совместное проведение родителей и детей русского народного праздника «Масленица»
Май «Сами знаем и другим покажем!» -Оформление творческого уголка
2.2. Способы, методы и формы реализации программы :
- рассказ краеведа, педагога;
- наглядный метод;
- беседа;
- наблюдение;
- практический метод.
2.3. Способы и направления детской инициативы.
-участие в организации выставки,
- поощрение грамотами.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
В ходе реализации данной программы активное участие примут
родители.
3
Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение программы :
- художественный салон,
- детско-юношеский центр
3.2. Методическое обеспечение программы :
1. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006.- 416 с. – (Программа развития)
2. «Воспитатель ДОУ», №3, 2009. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников». О. В. Колпачникова.
3. «Управление ДОУ», №4,2004. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». И. В. Штанько.
4. «Детский сад от А до Я», №6, 2007 год.
5. «Детский сад от А до Я», №3, 2008 год.
6. Приложение к «Управление ДОУ», «Создание ДОУ с приоритетным направлением» Г. Г. Биличенко.
7. «Управление ДОУ», №1, 2007 год, «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» (из опыта работы, Т. Н. Тебенева.
3.3. Особенности организации предметно-развивающей пространственной
среды:
- создан творческий уголок в группе.