МААМ-картинки

Приобщение детей дошкольного возраста к искусству

Марина Карпова
Приобщение детей дошкольного возраста к искусству

Приобщение детей дошкольного возраста к искусству

1. Знакомство детей дошкольного возраста с искусством.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству» размещена в разделах

Второе направление- искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление- искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фото изделия народных мастеров и т. д.).

Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап ознакомления с искусством.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с нею, рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки, богородская игрушка, дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т. д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т. д. Взрослый должен умело руководить их действиями, чтобы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т. п., провести занятие с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей (допускается выход за рамки обозначенных в программе целей и задач).

Таким образом, ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Цель художественного воспитания — эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи художественного воспитания — развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.

Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает их живой интерес, развивает их чувства, эмоции.

Занятия по ознакомлению с искусством не имеют строгой структуры. Прежде всего они не должны быть длительными: 12-15 минут, не более. В занятие обязательно включается беседа (а не лекция, то есть рассказ воспитателя должен сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рассказ должен иллюстрироваться показом предметов, репродукций и т. п., специально подобранных для занятия. Восприятие и понимание материала облегчаются, если на занятии используются художественная литература и музыка.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать произведения одного и разных жанров, а также произведения разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

2. Задачи по приобщению детей к искусству.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие.

Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного детства. Живопись, скульптура, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь.

Задачи по приобщению детей к искусству:

• Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

• Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.

• Воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

• Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства

• Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, восприятия, развитие творческого воображения.

• Воспитывать культуру речевого общения, гуманные чувства, формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи.

3. Задачи по приобщению к искусству в соответствии с возрастом детей.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Младшая группа (от 3 до 4 лет) Средняя группа (от 4 до 5 лет) Воспитывать отзывчивость на музыку и пение; Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы; Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой Содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства; Подводить к различению видов искусства через художественный образ; Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций; Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора; Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, картина (репродукция, скульптура (изобразительное искусство, здание и сооружение (архитектура); Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук); Познакомить детей с архитектурой - дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей; Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Задачи по приобщению к искусству в соответствии с возрастом детей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства; Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр); Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике. Продолжать знакомить с архитектурой. Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. ; Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, с керамическими изделиями; Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, и т. д. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец и другие — в каждом городе свои; Формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п); Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают; Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).

Приобщение детей к искусству в старших группах подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и так далее Игровая форма проведения занятия-экскурсии захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий используются приемы вхождения в картину, оживление картины, составление композиций, а также методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный.

4. Игровая форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству.

1) В ДОУ и группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей (рисунки, поделки). В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные посещения «Русская изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т. д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством (в них могут быть задействованы разные виды искусства, средства выразительности, раскрывающие заданную тему). Кроме того, в группе необходимо организовать уголок / зону искусства, где постоянно будут находиться различные произведения искусства, в том числе, те с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр – драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель, различные виды театров.

2) Виртуальные экскурсии (музеи, театры, цирк, зоопарк). После целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т. п., провести занятия с целью обогащения детских занятий в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей (допускается выход за рамки обозначенных в программе целей и задач).

3) Музыкальная деятельность : Приобщение детей к народному творчеству

(участие детей в фольклорных праздниках и досугах, учатся играть на народных музыкальных инструментах, осваивают народные танцы и пляски.);

4) Театральные постановки, спектакли, сценки.

5) Дидактические игры на тему искусств или НОД.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к искусству
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 16:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД