Алла Пантелеева
Принципы отбора художественной литературы для нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье говорится о принципах и критериях отбора художественной литературы для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: детская литература, художественное слово, духовно-нравственное воспитание, приобщение к этическим ценностям, дошкольный возраста.
Публикация «Принципы отбора художественной литературы для нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Annоtation. The article discusses the principles and criteria for selecting fiction for preschool children.
Keywords : children’s literature, artistic expression, spiritual and moral education, familiarization with ethical values, preschool age.
Известно, что восприятие и чтение художественной литературы значительно расширяет кругозор детей, обогащает их чувственную сферу, а также служит средством воспитательного воздействия. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка и его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
Педагог дошкольной организации должен уметь грамотно отбирать произведения для детей, учитывая их возрастную категорию, и это является одной из проблем приобщения детей к художественной литературе. Само формирование круга детского чтения является сложным процессом, он требует знания истории и современного состояния отечественной детской литературы, а также психологии дошкольного возраста.
При выборе литературного произведения важно учитывать цель его предназначения. Оно может быть предназначено для чтения и рассказывания, а также и для исполнительской деятельности. Очень важно отбор книг для детей осуществлять с учетом их особенностей развития внимания, мышления, памяти, а также круга интересов детей (Л. М. Гурович, О. И. Соловьева, Н. С. Карпинская и др.).
Так, Гурович Л. М. разделил детские художественные произведений на несколько групп:
1) «русское народное творчество и творчество народов мира, в которое входят: загадки, потешки, пословицы и поговорки, сказки и небылицы и др. ;
2) произведения отечественной и зарубежной классической литературы;
3) современная литература для детей».
ФГОС дошкольного образования формулирует задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в двух направлениях :
1) «речевое развитие, включающее знакомство с книгами, обучение пониманию текстов различных жанров детской литературы;
2) художественно-эстетическое развитие, предполагающее развитие восприятия произведений и фольклора, формирование нравственно ценных качеств».
На основе этих задач выделяются общие критерии отбора произведений детской художественной литературы.
Для того чтобы заинтересовать ребенка художественной литературой, нужно учить его осознавать главную мысль произведения, понимать мотивы поступков героев, делая акцент на качествах их характера. После прочтения литературного произведения, важно вместе с ребенком проанализировать его содержание. Так, в ходе беседы педагог задает вопросы детям, учит правильно на них отвечать, предлагает свои пути выхода из ситуации. Такую беседу, с анализом произведения, необходимо проводить с детьми после каждого прочитанного произведения.
Художественное произведение должно нести в себе познавательное, воспитательное и художественное начало. Педагогические принципы ориентируются, прежде всего, на воспитательную ценность произведения, а также на доступность, наглядность, занимательность и динамичность сюжета. Психологические принципы учитывают главным образом возрастные особенности детей, необходимость развивать концентрацию и переключение внимания, чтобы предотвратить быструю утомляемость, расширять социальный опыт, объем памяти и пр. Литературоведческие принципы предполагают знакомство со всеми видами и жанрами литературы : проза, поэзия, драма, а также знакомство с русской народной литературой и литературой народов мира.
Важно уделять внимание, прежде всего, содержанию литературного произведения, при этом учитывается его единство, тематика, а также проблематика и идейно-эмоциональная оценки. Также оно должно подходить для драматизации, поэтому оно должно содержать наличие динамичного и последовательного игрового сюжета, характерных ярких героев, а также эмоциональных диалогов и действий персонажей. Таким образом, сюжет литературного произведения побуждает ребенка к активному и самостоятельному его перенесению в игровую деятельность.
Подбирая литературу для чтения дошкольникам, педагоги дошкольных учреждений, должны учитывать и то, что для девочек в большей степени, подходят книги, где говорится о женском предназначении: ведении домашнего хозяйства, поведении в обществе, о природных женских качествах. Мальчикам же будет более интересна тематика о сильных и мужественных героях. Также следует учитывать сезонный отбор литературных произведений.
Итак, отбор литературных произведений очень сложный и многогранный процесс, в котором уделяется внимание возрастным, временным, личностным, педагогическим и индивидуальным факторам построения образовательной деятельности в определенной возрастной группе. Здесь очень велика роль самого воспитателя, который должен знать, любить и понимать детскую литературу, следить за ее новинками, а также хорошо представлять интересы и возможности детей конкретной возрастной категории. Такой профессиональный взгляд на проблему поможет не только правильно отобрать литературу для дошкольников и познакомить их с разнообразными и «правильными» детскими книгами, но и сформировать интерес и избирательность маленького читателя, что, в конечном счете, будет способствовать развитию положительных нравственных качеств.
Литература :
1. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 144 с.
2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: пособ. для воспитат. дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. – М. : Академия, 1992. – 160 с.
3. Дубовис, Д. М. Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) / Д. М. Дубовис, К. Е. Хоменко. –Вопросы психологии. – 1985. – №5. – С. 117-123.
4. Минералова, И. Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И. Г. Минералова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с. 269
5. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1986. – С. 32-51.
6. Рыкова, М. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М. А. Рыкова // Молодой ученый. – 2016. – №16. – С. 379.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.