Наталья Химченко
Примеры практических заданий и игр для развития фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая зарядка
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Публикация «Примеры практических заданий и игр для развития фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти (часть II)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
Упражнения с мячом:
Цели:
- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.
- Учить образовывать формы множественного числа существительных.
- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.
- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.
«Один - много»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.
«Назови ласково»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково : стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.
«Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.
«Назови слово с данным звуком»
Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).
Игра с мячом с двумя–тремя детьми
Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
Дети называют слова на заданную лексическую тему.
(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка).
Логопед следит и называет победителя.
Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.
(Например : одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).
Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.
«Определи первый звук»
(здесь я учу детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном
слове)
Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах –названиях
картинок, развивать слуховое внимание, зрительную память.
«Найди место звука в слове».
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине
или конце).
«Один, два, три»
Цель: развитие навыков деления слов на слоги.
Ход игры: у каждого ребёнка по три карточки с одним, двумя, тремя кружочками. Называю слово, предлагаю поделить его на слоги и поднять соответствующую карточку.
Игра «Простучи слово» (игра с мячом)
Цель: развитие навыков деления слов на слоги картинок, название которых отличается только одним звуком.
Игра "Кто быстрее соберет вещи?" для детей 5 – 6 лет
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш".
Описание игры: Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук "с" или "ш" (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты).
Между предметами кружки. Две фишки разного цвета кубик с кружками на грани, квадратики с буквами "с" и "ш".
Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук "с", а другой вещи со звуком "ш".
Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою шишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан квадратик.
Выигрывает тот, кто первым придет к финишу и больше соберет вещей в чемодан.