Панкова Наталья
Использование проектирования для развития познавательно-речевой и поисковой активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Так как, в последнее время наблюдается некоторое самоотстранение родителей от воспитательной функции перекладывание данной проблемы на дошкольные учреждения, а затем и на школу. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.
Публикация «Использование проектирования для развития познавательно-речевой и поисковой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
В последние годы с целью формирования у детей познавательных интересов, развития познавательно-речевой и поисковой активности детей в системе дошкольного образования всё чаще используется метод проектов. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития дошкольного образования.
О значимости и продуктивности метода уже много написано, имеется положительный опыт его применения в дошкольной образовательной практике.
Метод проектов, это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.
Этот метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением, позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс познания становится более эффективным, у детей создаётся не раздробленная, а единая, целостная картина мира.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью; формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, речь, творчество. Формирует умение планировать, работать в коллективе, что будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Применение в образовательной деятельности технологии детско-родительского проектирования имеет свои цели и задачи.
Цели:
• Формировать представления об успешности каждого ребёнка;
• Развивать творческий потенциал и речевую компетентность детей средствами проектной деятельности;
• Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании и обучении ребёнка;
Задачи:
• Формировать у родителей и педагогов представления о методе проектов как эффективном условии развития личности ребёнка;
• Способствовать положительной самооценке и расширению «зоны ближайшего развития» личности ребёнка;
• Развивать творческую активность, речь, мышление и воображение;
• Формировать у детей положительный образ себя своей семьи, гармоничной картины мира;
Метод детско-родительских проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет не только активизировать познавательную деятельность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. А самое главное: привлечь к данной работе родителей.
Основой
выбора проекта, прежде всего, становится с одной стороны желание детей, с другой –
необходимость такой темы, которая наиболее полно могла бы раскрыться в речевом
продукте. Главная наша цель – это преодоление речевого недоразвития дошкольников, но это возможно только, когда ребенок находится в интересной и нужной для него деятельности.
Данная технология позволяет решать целый комплекс задач по преодолению речевого недоразвития детей.
Её можно применить в работе над лексическими темами, через которые осуществляется формирование словаря и грамматической стороны речи, а так же в решении других коррекционных задач (в развитии фонематического восприятия, формировании звукового анализа и слоговой структуры, коррекции звукопроизношения и др.)
В процессе работы над проектом происходит формирование и совершенствование звуковой культуры речи, развивается фонематическое восприятие и звуковой анализ слов через игровую деятельность.
При работе над проектом дошкольники самостоятельно или вместе с педагогами и родителями изготавливают атрибуты: маски персонажей, костюмы или некоторые детали к костюмам, готовят подарки для сверстников и взрослых. При этом дети рисуют, раскрашивают, работают с ножницами, пластилином, гипсом и другими материалами, что позволяет развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.
Во время творческой, экспериментальной и продуктивной деятельности у детей
развивается зрительное и слуховое внимание. При заучивании наизусть развивается память, а, собирая целые объекты из деталей, у детей развиваются мышление, зрительный гнозис и конструктивный праксис.
Каждый проект заканчивается презентациями процесса работы и результата.
При подготовке и проведении презентаций проектов читая стихи, участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся интонационной выразительности речи: ставят логические ударения, меняют силу и тембр голоса. У дошкольников развивается чувство ритма, чему способствуют игра на музыкальных инструментах, ритмичные хлопки, пальчиковые игры; закрепляется произношение звуков в звукоподражаниях, словах, предложениях. Все это способствует развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевыми нарушениями.
Презентуя свои работы, дошкольники испытывают чувство гордости за свои достижения, осмысливают результаты своей деятельности. Принимая участие в проектной деятельности, родители осознают проблемы своего ребенка и в дальнейшем видят продвижение в его развитии.
Использование данной технологии в коррекционной работе приносит свои результаты.
Отмечается, что работа с творческими задачами способствует повышению
уровня речевого развития детей. Речь становится более осознанной, более произвольной.
У дошкольников появляется опыт сознательного анализа языкового материала,
так как решение творческих задач требуют не только наглядно-образного, но и
словесно-логического мышления. У детей закрепились и навыки самостоятельной
работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать
(словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых высказываний. Дети учатся в определенной мере контролировать процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию. Проявляется толерантность к высказываниям других.
Одно из самых главных достижений - это то, что дети с удовольствием решают
творческие задачи, пытаются контролировать звукопроизношение свое и
товарищей.
5. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески
поставленной задаче, быстрей включаются в работу, психологически раскованны и
уверены на занятиях.
Заключение
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности способствует преодолению речевых нарушений у детей. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.