Мария Манерова
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в настоящее время проблема оздоровления стала особенно актуальной в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. На настоящий момент можно утверждать, что здоровье детей— это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
Ключевые слова: оздоровительная направленность, здоровьесберегающие технологии, физкультурно- оздоровительные мероприятия.
В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст— самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает информацию. Однако, исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в 2 раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в 3 раза [4, с. 23].
Увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата, сердечно- сосудистые и ЛОР- заболевания.
Поэтому, для решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что, в конечном итоге, способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, его физическому развитию, формированию привычки здорового образа жизни, а общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОО[ 5, с. 11].
В настоящее время в детских садах практикуется применение дополнительных программ оздоровительной направленности. На таких занятиях уделяется наибольшее внимание эффективному проведению оздоровительных и медико- профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей. В нашем детском саду в группе для детей младшего возраста я веду работу по дополнительной программе «Попрыгунчики», которая направлена на укрепление здоровья детей.
В группе младшего дошкольного возраста необходимо создать свою систему физкультурно- оздоровительной и профилактической работы, которая будет постоянно совершенствоваться. Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно- оздоровительные мероприятия [1, с. 6]. Для профилактики заболеваний в своей группе я провожу хорошо всем известную традиционную оздоровительную гимнастику после дневного сна. С учетом индивидуальных особенностей детей, включаю щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Сочетаю с другими оздоровительными процедурами : дыхательной и звуковой гимнастиками, профилактикой нарушения осанки, профилактикой развития плоскостопия, упражнениями для глаз. Свои занятия организую в игровой форме, немного фантазии— и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Хороших результатов в усвоении детьми движений позволяет добиться использование разных способов организации занятия (когда они сменяют или дополняют друг друга). Во время занятий учитываю разную степень подвижности упражнений и дифференцированно подхожу к их дозировке. В методике занятий с малышами главное заключается в определении величины необходимой физической нагрузки с учетом индивидуального развития и состояния здоровья каждого ребенка.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Список использованной литературы:
1. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ— М. : Сфера, 2017. — 60 с.
2. Доскин, В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка— М. : Просвещение, 2016. — 35 с.
3. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцова. — М. : Методист, 2010. — с. 17 — 20.
4. Кучма, В. Р., Сухарева, Л. М., Степанова, М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций — М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — 240 с.
5. Никишина, И. В. Мастер- класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии — М. : Планета, 2013. — 30 с.