Марина Надежкина
Применение здоровьесберегающих технологий при проведении индивидуальных занятий в школе для детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документах. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в законе «Об образовании»; во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности; во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся. В законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Сохранения здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий при проведении индивидуальных занятий в школе для детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Под здоровье сберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Здоровье сберегающая педагогика не является альтернативой всем другим системам и подходам. Содержащая организация обучения всегда должна соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик, с присущим ему психологическими качествами, приводит к мысли о необходимости выстраивания образовательного процесса в школе с большей долей участия процесса сохранения здоровье сберегающего потенциала. Личностно-ориентированный здоровье сберегающий и развивающий образовательный процесс состоит из основных направлений: процесс обучения, процесс воспитания, процесс сохранения здоровье сберегающего потенциала.
Учебные занятия предъявляют повышенные требования к организму школьника любого возраста. Под влиянием большой и неправильно организованной учебной работы, особенно у детей с отклонениями в состоянии здоровья возникает не только утомление, как естественное следствие любой деятельности, которое снимается последующим отдыхом, а переутомление, как болезненное состояния, требующее специального лечения. Поэтому следует так организовать обучение в современной школе, чтобы оно способствовало правильному, всестороннему развитию учащихся, сохранения высокого уровня работоспособности, препятствовало возникновению хронического утомления, отклонений в состоянии здоровья (развитие близорукости, нарушение осанки и др.). Содержание, методы и темпы обучения не должны вызывать перегрузки учащихся.
Педагогический коллектив нашей школы работает над созданием комплекса восстановления и поддержания здоровья детей. Проводится планомерная систематическая работа по реализации здоровье сберегающих технологий.
Зная физиологические особенности школьников разного возраста, состояние здоровья, психофизические особенности каждого ученика, исходя из этого строится учебно-воспитательный процесс в школе. Например, при составлении расписания учитываем динамику работоспособности учащегося в течении дня и недели.
Я составляю расписание так, чтобы на прогулку и отдых у каждого ребенка оставалось достаточно времени.
Я занимаюсь с группой учащихся 1, 2,4 классов, где есть дети с разными слухоречевыми возможностями. В связи с этим речевой материал на занятии подбирается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Для одних предлагаемый речевой материал по теме может быть расширен, для других сокращен. Индивидуальное занятие продолжается 20 минут, что не вызывает усталости у ребенка. В течении занятия я использую различные виды деятельности, что поддерживает у ребенка интерес к занятию, и не вызывает физического и умственного утомления.
Поскольку все учебные занятия предъявляют повышенные требования к детскому организму, необходимо так организовать рабочее место ребенка, чтобы оно способствовало сохранению работоспособности и не вызывало утомления, которое сказывается на состоянии здоровья (например : развитие близорукости, нарушение осанки). Поэтому зеркало находится возле окна. На занятии ребенок сидит с левой стороны от педагога, т. е. ближе к окну, чтобы была видна артикуляция. Таким образом способствует облегчению зрительного восприятия и предотвращению зрительного напряжения. Желательно в кабинете для индивидуальных занятий иметь лампы дневного освещения и дополнительное освещение зеркала. В течении всего занятия я слежу за правильной осанкой ученика. Принимая во внимание, что все дети нашей школы в течении всего учебного времени должны носить слуховые аппараты, это должно стать непреложным правилом и для ребенка и для взрослых.
Применение слуховых аппаратов требует соблюдение режимных правил, регулирующих степень усиления и длительность непрерывного воздействия звуковых раздражителей (т. е. аппарат не должен пищать, нельзя стучать по столу, топать ногой, привлекая внимания ребенка). Разговаривать с ребенком нужно голосом нормальной силы и громкости в среднем темпе. Речь должна быть естественной, эмоционально окрашенной. Обстановка на занятии должна быть спокойной, доброжелательной, чтобы ребенок шел на занятие с желанием и занимался с удовольствием.
Таким образом, используя здоровье сберегающие технологии можно избежать так называемые «факторы риска».
Главных факторов 3 «фактор условий», «фактор нагрузки», «фактор взаимоотношений».
Фактор взаимоотношений в школе очень важен, так как стиль взаимоотношений педагога и учащихся- основа психического здоровья ребенка. А если учесть, что в школах-интернатах дети проводят большую часть времени, то становится очевидным, что педагог – не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.