Елена Горшкова
Применение элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по Лего-конструированию в подростковом клубе
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое здоровье? Наиболее всеобъемлющей и общепринятой формулировкой является формулировка, разработанная всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса на занятиях.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конструирование. Конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
• приобщение детей к физической культуре
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.
Помочь родителям вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам учреждений дополнительного образования. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Педагоги подросткового клуба им. И. С. Назарова, который является структурным подразделением Городского дворца детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской г. Новокузнецка, выстраивают педагогический процесс с учётом применения элементов здоровьесберегающих технологий. Более подробно остановлюсь на объединении технической направленности «Юный конструктор», в котором я реализую дополнительную общеобразовательную, общеразвивающую программу "Лего-конструирование".
Программа «Лего – конструирование» разработана для детей 5-8 лет. Программа включает средний и старший дошкольный возраст и младший школьный возраст (1 класс). Занятия по времени 2-х часовые, академический час 30 минут).
Дети с удовольствием конструируют из LEGO - конструктора. Увлекаясь постройкой, они порой отключаются от внешнего окружения и живут в «своём мире». Известно, что в процессе практической деятельности обучение проходит более успешно. Конструируя предметы из реальной жизни, дети “конструируют знания в своем сознании”. В процессе конструирования у детей активно работает мелкая моторика, головной мозг. Но, в тоже время напряжены мышцы рук, шеи, спины, глаз. Поэтому, в течение занятия, с детьми проводятся не меньше двух динамических пауз (физкультминуток, не считая перерыва между учебными часами.
Динамические паузы включают в себя: элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, зарядку для всех частей тела (провожу либо сама, либо сами учащиеся по очереди проводят или включаю готовое видео, а все мы повторяем).
Во время перемены между учебными часами с детьми может быть проведена подвижная игра (паровозик едет по клубу, отгадай соседа и т. д.). Если, после проведения подвижных игр, дети ведут себя возбуждённо, проводится релаксация – включается спокойная музыка (классическая, звуки природы, детские спокойные песни и т. д.) Учебный кабинет обязательно проветривается. Выбирая из множества деталей нужный кирпичик для постройки, производится много шума, поэтому большое значение имеет минута тишины в учебном кабинете. По команде педагога «Раз, два, три….быстро замри», дети слушают тишину. Длится это всего одну минуту, а значение играет большое, дети успокаиваются, сосредотачиваются и продолжают дальше конструировать.
В конце занятия (в зависимости от темы) может быть организована сказкотерапия: сказку может рассказывать педагог, либо это может быть групповое рассказывание детей, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения, дети играют с построенными изделиями, включаются в роли. В конце занятия, после фотографирования выполненных работ, необходимо разобрать построенную модель, для учащихся 1 класса это не составляет проблемы, а вот для дошкольника сломать модель – это целая трагедия, в этот процесс активно включаются родители, которые оценивают результат своего ребёнка и помогают ему привести рабочее место в порядок.
Периодически с родителями проводятся беседы по вопросам здоровьесбережения. После каждого занятия родителям озвучивается тема занятия, что мы с ними узнали интересного, как было построено занятие, как вел себя ребёнок на занятии. Обязательно каждому родителю говорится об успехах его рёбенка, чего он добился на занятии и на что родителям необходимо обратить внимание. В созданные группы в приложении Viber после каждого занятия выкладываю фотографии с занятий. Настрой самого родителя оказывает прямое влияние на эмоциональное состояние ребенка и родители, зная и видя, чем занимается его ребёнок, его рост и успехи становится более добрее, позитивнее, радостнее. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, элементы здоровьесберегающих технологий применяются на каждом занятии и это способствует повышению результативность воспитательно-образовательного процесса, формированию как у педагогов, так и у родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Используемые в комплексе элементы здоровьесберегающие технологий в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
2. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007
3. Павлова М. А., Лысогорская М. В., Зоровьесберегающая система ДОУ/ Волгоград: Учитель, 2009 г.
4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.